— Это не плата за крещение.
Это пожертвование на храм.
— Но получается, что это пожертвование не всегда добровольное. Человек подходит, прейскурант за ящичком…
— Со стороны священника не всегда добровольно. Приходится себя заставлять. Так не охота крестить, просто ужас! Ты в положении человека, строящего дом, который при тебе и сожгут. Бессмысленно.
- Были же моменты, когда было радостно за крещенного?
Бывают моменты, когда радостно за человека, которого крестишь. Он потом воцерковляется, начинает ходить в храм, помогает Церкви, живет этим.
Но про большинство непонятно, зачем они пришли креститься. Какой от них толк? И относятся они к крещению как к платной услуге. Ничего не понимают, и понять не хотят — и вообще ни с места. Что пришли? Тяга души есть, это я фиксирую, но она абсолютно не осмысленна. И осмыслить не хотят и время на это потратить не хотят. А я их должен крестить, а я не хочу, во мне все сопротивляется.
- Как быть в этой ситуации?
Я заставляю теперь своих младших священников крестить. Крещу только ваших детей, воцерковленных семей, тут я спокоен и крещу всех. А так — я 20 лет помучался — теперь все.
Вот человек, я ему крещу ребенка, он теперь имеет право его отпевать. Если его людоед какой в лес затащит и съест, мы его кости можем отпеть. Ну, должен ведь человек за это иметь какую-то благодарность? Вот он дает пятьсот рублей. Что, разорился из-за пятиста рублей? Давайте поторгуемся, возможно, и сторгуемся на трехстах.
Нет ни веры, ни совести, ни чести. А тут все бесплатно и с бантиком! Что мы, китайский ресторан?
— Может, тогда стоит отказать в крещении?
— У меня был такой опыт. Я отказывал. А потом чувствовал, что тоже поступил неправильно. Человек не понимает, почему ему отказали. Ему кажется, что он пришел в церковь, а его здесь обидели. Я пришел в церковь крестить ребенка потому, что это такой «обряд», бабушка была верующая, а уж прабабушка точно была верующая совершенно, вот достаточное основание для крещения ребенка. И как ему изменить сознание, я не знаю.
В церковь ходить некогда, мне работать надо и вообще воскресенье у меня — единственный выходной. Потом футбол Голландия-Финляндия… огороды… лыжи… друзья приехали… Захожу в Церковь, свечку поставлю.
Библию, туда и обратно три раза прочел…
Начинаешь что-то спрашивать, ничего он не читал. Библию от словаря Даля не отличит.
— Евангелие читал?
— У меня молитвенник есть.
И так постоянно: ты ему про Фому, он тебе про Ерему. Разговор может продолжаться без конца. Что делать?
Хотя бы денег с него взять…
Сейчас на общецерковном уровне рассматривается этот вопрос
- Да, будет документ. Но вот постановим, что никого не крестим, пока Символ веры осмысленно не скажет. Что человек делать будет? Он пойдет к сельским батюшкам, даст денег, и батюшка покрестит. Тот вдаваться в тонкости не будет, что, мол, там эти высокие умы придумали, я и сам толком не объясню — что придумали?
Поэтому то, что священники сейчас берут деньги за крещение, — это благо. Человек, который платит за крещение, хоть Церковь своими тремястами рублями поддержит.
За эти деньги певчему заплатят за половину службы.
Одному певчему из пятнадцати.