Как показали результаты онлайн опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru среди более 2300 пользователей Рунета, 67% опрошенных склонны считать себя верующими людьми, в том числе, 55% отождествляют себя с православием. Напротив, 28% склонны считать себя неверующими, в том числе, 18% полагают себя атеистами. И только 5% опрошенных не определились в своем отношении к религии. Верующие преобладают среди женщин (76% против 59%), а неверующие - среди мужчин (35% против 20%). Среди неверующих мужчин убежденных атеистов больше (60%), чем среди неверующих женщин (49%). Среди респондентов с высшим и неполным высшим образованием верующих меньше, чем в среднем по выборке.

По сравнению с результатами аналогичного опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru в 2003 году, соотношение верующие/неверующие не изменилось. Изменения затронули, главным образом, внутренний мир пользователей Рунета; если верующие укреплялись в своей вере, то неверующие утрачивали категоричность, свойственную атеистам.

Осталось неизменным соотношение позитивных и негативных оценок влияния религии на жизнь общества. В 2003 году считали религию позитивным фактором общественной жизни 66% пользователей Рунета, в том числе, 79% среди верующих и 36% среди неверующих респондентов. В 2012 году с позитивной ролью религии согласились 67% опрошенных, в том числе, 82% среди верующих и 29% среди неверующих респондентов.

Негативной оценки общественной роли религии в 2003 году придерживались 57%, а в 2012 году 63% среди неверующих респондентов. Любопытно отметить, что в 2003 и в 2012 годах среди верующих (!) респондентов, доля тех, кто не считает религию позитивным фактором общественной жизни, составляла около 13%. Скорее всего, такая точка зрения свойственна тем, кто оставаясь на религиозных позициях, желал бы сохранить дистанцию между государством и церковью.

Наиболее распространенной среди пользователей Рунета религией является православие. С ним себя отождествляют 77% из числа верующих респондентов. Заявили о своей приверженности другим христианским конфессиям 5%, исламу 3%, буддизму 1%, иудаизму 0,5%, другим религиям 2% из числа верующих респондентов. По сравнению с 2003 годом практически в два раза уменьшилось число верующих, которые не придерживаются определенной религиозной конфессии. Число респондентов, называющих себя верующими, а в их ряду - православными, достаточно велико. Но на какого прихожанина может рассчитывать Русская Православная Церковь?

Происходившие в религиозном самосознании пользователей Рунета изменения затронули их представления об основных определениях существа религии. Для каждого третьего (31%) верующего суть религии по-прежнему составляет вера в Бога. Но по сравнению с 2003 годом среди верующих заметно возросла доля тех, кто видит в религии, главным образом, систему морально-нравственных ценностей (31%) или считает ее мировоззрением, инструментом самопознания (12%). Что касается неверующих пользователей Рунета, то среди них укреплялось представление о религии как об идеологии, обслуживающей власть (21%) или коллективном бессознательном, мифотворчестве (11%).

Среди верующих пользователей Рунета абсолютное большинство (76% в 2003 году и 82% в 2012 году) считают, что религия дает адекватные ответы на возникающие этические вопросы. При этом, лишь 11% согласны с утверждением, что истина содержится только в одной религии, а еще 15% допускают ее присутствие в некоторых определенных религиях. Большинство (56% в 2003 году и 61% в 2012 году) верующих согласны с утверждением, что истина содержится во всех религиях.

Нельзя также сказать, что верующие живут активной религиозной жизнью. Несмотря на то, что знание церковных канонов и следование им в повседневной жизни считают обязательным половина верующих респондентов (50% в 2003 году и 55% в 2012 году), немногие среди них (9% в 2003 году и 16% в 2012 году) полностью или в значительной мере исполняют на практике религиозные предписания - посещение храма, совершение обрядов, празднование церковных праздников, чтение святых книг, молитв и т.д. Большинство (59% в 2003 году и 66% в 2012 году) верующих лишь время от времени следуют религиозным предписаниям на практике.