«Мудра и бессмертна пословица:

все тайное — явным становится!»

Так поэт Владилен Машковцев начинает и заканчивает стихотворение «Подлец». Главный герой сетует, что стал жертвой интриг некого негодяя: он оклеветан, а самодовольный подлец — на высокой должности. Но стихотворение заканчивается на радостной ноте: главный герой верит, что правда окажется сильнее, а все козни будут разоблачены, потому что тайное становится явным.

«Тайное всегда становится явным!» — так восклицают, когда ловят кого-либо на лжи. Смысл выражения понятен: как ни скрывай некий неприглядный факт, очень вероятно, что он будет раскрыт, а значит, лучше говорить правду. В наше время это изречение звучит несколько наивно, но мы будем смотреть на нее по-иному, если узнаем первоначальный смысл этого изречения. Взято оно из Священного Писания.

Господь Иисус Христос не раз говорил Своим ученикам, что тайное всегда становится явным. Однажды Он употребил это выражение, беседуя с учениками о значении притч:

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мк 4:22) — так передаёт слова Иисуса Христа апостол Марк. У апостола Луки та же фраза звучит так: Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк 8:17).

В другой раз Иисус произнес эту фразу, наставляя апостолов перед тем, как послать их на проповедь.

По апостолу Матфею: нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф 10:26). Апостол Лука повторно приводит это изречение так: Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы (Лк 12:2).

О том, что тайное становится явным, говорит не только Иисус Христос. В Священном Писании есть и другие места, в которых обыгрывается смысл этого выражения. Так, святой царь Давид внушает праведнику, падающему духом от того, что грешники более успешны: Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень (Пс 36:5–6). Как бы превратно люди ни судили, Бог всё равно покажет, на чьей стороне правда. А в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится о безрассудстве грешника: Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: «кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих». Страх его — только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир 23:24–28).

Что значит «Тайное становится явным»

Иногда кажется, что выражение «Тайное становится явным» имеет мало отношения к действительности. О многих секретах мы не догадываемся, фактические преступники выходят сухими из воды, а достойные люди становятся жертвами интриг. Однако Христос говорит однозначно: всё тайное станет явным.

Толкователи Священного Писания сходятся в том, что все тайны людей откроются на Страшном суде, согласно написанному: пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5). Таков смысл наставления Христа ученикам перед отправлением на проповедь: их будут всячески поносить и клеветать на них, но их подвиг будет очевиден на Страшном суде. Одновременно и все тайные беззакония, которые люди хотели скрыть от себе подобных, будут изобличены Богом.

В Священном Писании встречаются примеры, когда неправда разоблачается и наказывается еще до Страшного суда. В Четвертой книге Царств рассказывается, что пророк Елисей, исцелив от проказы (тяжелой заразной болезни) военачальника Неемана, не взял с него никакой платы. Однако его слуга Гиезий обманул Неемана, сказав, будто бы пророк потребовал серебро и одежду. Разумеется, хитрый Гиезий хотел присвоить их сам. Вскоре его постигло наказание: пророк Елисей узнал об обмане, и Гиезий сам заболел проказой (4 Цар 5:15–27).

Рассказ «Тайное становится явным»

В светской же речи изречение «Тайное становится явным» известна прежде всего из одноимённого рассказа В. Драгунского, полюбившегося не одному поколению читателей. Мальчик Денис Кораблёв терпеть не мог манную кашу, но мама потребовала съесть тарелку, обещая за это взять его на прогулку в Кремль. На какие ухищрения Дениска ни шел, так и не смог заставить себя съесть ни ложки. В конце концов он додумался перемешать кашу с хреном — на свою беду: отведав кушанья, он не удержался и выплеснул его за окно. Мама решила, что сын исполнил ее требование, но узнала обо всем от милиционера: к нему обратился гражданин, костюм которого весь был заляпан той самой кашей.

Конечно, такие курьёзы в нашей жизни случаются крайне редко, но зачастую ложь всё равно выдаёт себя неожиданным способом. Полностью же и окончательно всё тайное станет явным на Страшном суде.