В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:

Не так давно похоронила сразу двоих дорогих мне людей. Начала изучать мнение Церкви о смерти, беседовать с батюшками, читать Писание. И вот какой парадокс: все батюшки меня утешали тем, что — судя по обстоятельствам жизни и смерти – мои, скорее всего, сейчас в раю, что им там лучше, чем здесь, и что Бог никому зла не желает. Но в Писании сам Бог почитает земную жизнь за благо. В Библии об этом говорится во многих местах. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». И в 90-м псалме: «Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Получается, жизнь на земле — никакая не скорбь, а благо? Тогда почему батюшки говорят, что надо радоваться, а не горевать, когда христианин отходит к Богу, особенно если это дети до 7 лет — они, мол, точно сразу в рай попадают. Но как же так? Бог обделил одним благом и дал другое?

Екатерина

На вопрос отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Московской области

Отец Александр, так жизнь на земле — это скорбь или благо?

Земная жизнь не может быть ничем, кроме блага, по той простой причине, что ее создал сам Бог. И несмотря на все испытания, тяготы и лишения, верующий человек не перестает видеть ее красоту и чувствовать радость — к примеру, в создании семьи, рождении детей… Так что неправда, что все земные радости — зло, от которого христианство учит нас избавляться.

Но все же неслучайно в погребальных стихирах преподобного Иоанна Дамаскина есть такие слова (в русском переводе): «Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени; все обманчивее сновидений: одно мгновение — и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец упокой того, кого Ты избрал Себе, во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею».

Эти слова — напоминание нам, что все земные радости конечны, как и само наше пребывание здесь, на Земле. Но это вовсе не означает, что жизнь — сплошное страдание, заповеди — суровые запреты, а смерть — избавление от мук. А между тем, если попросить современного человека назвать основные заповеди, он начнет перечислять: не убей, не укради, не сотвори себе кумира… То есть люди чувствуют себя настоящими узниками — этого нельзя, того нельзя… А что можно?

На самом деле источник большинства наших страданий в нашем собственном занудстве и неумении радоваться жизни.

Представьте, что вы солдат-срочник перед демобилизацией: вы можете буквально лезть на стенку — до того невыносимым может вам казаться терпеть все тяготы военной службы еще бесконечные несколько дней; а можете жить в радостном предвкушении скорой встречи с близкими. Если уметь радоваться, всю жизнь можно прожить счастливо — и тогда смерть будет не избавлением, а приобретением.

Но как можно — не в идеале, а в реальности — радоваться, когда человек умирает?

Для нас, христиан, смерть — «воскресение из мертвых и жизнь будущего века», а не просто загробное существование. Вот почему смерть мы воспринимаем как радость, как возможность обрести вечную жизнь. Вот и апостол Павел говорит: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение(Фил 1:21)

И все таки, если земная жизнь — благо, нам же должно быть грустно с ней расставаться…

Да, мы не можем не любить эту жизнь. Как хорошо дышать этим воздухом, как здорово купаться в реке! А какое счастье влюбиться! Вот только при этом всегда в центре должен быть Господь. Но чаще бывает наоборот: блага земной жизни становятся самоцелью и вместо того, чтобы приводить нас к Богу, отводят от Него.

Скажу больше: величайшая ошибка — считать все приобретенное на земле своей собственностью, приписывать все заслуги себе. И человек лежит на смертном одре и сожалеет о том, что оставляет здесь, на земле: о том, что делал, о детях, о доме, о любимой машине…

А ведь главная христианская мудрость: живи, радуйся, но не привязывайся к земному.

Это не означает, что не надо привязываться к ближним. Просто надо понимать, что настоящая любовь к ним не обрывается смертью. Любить их — значит надеяться быть с ними и в вечной жизни.

Но там все-таки лучше?

«Там» совсем не обязательно должно быть лучше. И потом, где гарантия, что произойдет наше соединение с Богом? Не факт, что человеку в принципе будет хотеться попасть к Нему. Многие рай представляют какой-то бесплатной харчевней. Мы и правда не знаем, в каких формах будет происходить наше богообщение в раю, но верим, что будем испытывать огромную радость от самого факта пребывания с Ним, общения и большего Его узнавания.

Однако все это справедливо для человека, который на протяжении земной жизни жил со Христом и ждал своего воскресения. А если ему благодать общения с Богом неведома и неинтересна? Неужели вы думаете, что Господь его насильно к себе протащит?

Чем же тогда отличается земная жизнь от загробной?

Главное отличие в том, что здесь душа и тело вместе. Тело без души — труп, душа без тела — призрак. Человек был создан в единстве души и тела, чтобы эти две части никогда не разлучались, чтобы они взаимопроникали друг друга. Разделение души и тела и есть смерть.

Когда человек умирает, душа отрывается от тела и человек испытывает страх и боль, потому что рвутся созданные Богом связи. Но если душа успела полюбить Бога, она знает: ей остался всего один шаг до воскресения.

Но даже радость праведников от встречи с Богом после смерти не полная — и останется такой до Второго Пришествия Христова и всеобщего воскресения, когда не только их души, но и тела почувствуют эту радость. И здесь, на Земле, мы еще можем что-то сделать для своей души, а вот представ перед Богом — уже нет.

Почему же тогда одним Господь дарует долгую земную жизнь, а других забирает быстро?

Это вопрос, на который у нас нет ответа. Действительно, люди часто ломают голову, почему Господь забрал того или иного человека так рано или послал им самим неизлечимую болезнь. Или просят продлить время их жизни здесь, на Земле. Но одно дело, если человек просит об этом, чтобы успеть приложить усилия для спасения души, а другое — если в выпрошенные у Бога дни он продолжит жить, ничего не меняя.

Так что же вы ответите нашей читательнице? Как ей пережить смерть своих близких?

Когда человек теряет близкого и приходит к священнику, его стараются утешить, оказать первую духовную помощь. Но у человека возникают вопросы, и разные священники отвечают на них по-разному. Поэтому по-христиански пережить смерть близкого можно только в одном случае: если дерзнуть все свои вопросы адресовать не батюшкам и не Священному Писанию, а самому Богу. Может быть, именно благодаря этим трагическим событиям произойдет встреча с Ним.

А когда человек встречается с Богом как с живым существом и осознает Его величие, большинство вопросов отпадают сами собой. Мы же чаще всего воспринимаем Бога лишь как некую инстанцию, у нас, к сожалению, огромный дефицит живого общения с Богом.

Именно поэтому опыт веры должен быть сугубо практическим — через церковные таинства. Ведь исповедь, причастие — это инструменты, которые помогают человеку в богообщении.

И нет смысла пытаться помочь усопшим, ставя рюмки на могилки или желая, чтобы земля «была им пухом». Надо налаживать живой контакт с Богом и принимать все события, даже такие скорбные, как потеря близких, — как повод для общения с Ним.

Беседовала Анастасия Бавинова

Фото Indigo Skies Photography