Достаточно ли прочитать Евангелие, чтобы стать христианином? Нет. Первые ученики Христа не читали Евангелия — его просто еще не было. Так что делало их христианами?

Как-то архимандрит Дамаскин (Орловский), рассуждая о подвиге новомучеников, сформулировал очень важную, на мой взгляд, мысль: это были люди, которые, в отличие от нас, не понуждали себя жить по Евангелию, они жили Евангелием. Думаю, тут и надо искать ответ на вопрос, что значит быть христианином — и две тысячи лет назад, до написания Нового Завета, и в страшные годы XX века, когда даже за хранение дома Библии можно было сильно пострадать, и сейчас, когда… впрочем, ставить наши сегодняшние проблемы в один ряд с проблемами христиан перечисленных эпох как-то рука не поднимается. А вот если и говорить здесь о чем-то насущном, то, полагаю, не о самих проблемах, а о нашем подходе к их решению.

«Время святости прошло»; «ну, где они (первые христиане, новомученики) — а где мы?!» Слышать подобное приходится нередко. И в такие моменты я думаю вот о чем: вера — это добродетель воли. Именно так: не признание себя безнадежным, а идеала недостижимым, а признание зависимости твоего приближения к той самой жизни Евангелием от твоих собственных волевых усилий.

Да, ни один здравомыслящий человек не скажет, что ему легко исполнить, к примеру, заповедь любви — тем более если понимать ее так, как апостол Павел в своем знаменитом гимне. Но зачем тогда заповедь, которая кажется нам невыполнимой, все-таки была нам дана? Думаю, это можно сравнить с прыжками в высоту. Вот появляется Сергей Бубка, первым в мире прыгает с шестом выше 6 метров, и его рекорд никто не может повторить больше двадцати лет. Но планку-то все это время никто не снижает.

Зачем люди десятилетиями пытаются взять эту высоту? Да просто эта высокая планка заставляет их максимально напрягаться. Я сам это испытал, когда в молодости два года прыгал в высоту, правда, без шеста. Чем выше стоит планка, тем сильнее ты стремишься ее перепрыгнуть. А если она стоит низко — ты спокойно взял ее и дальше побежал. И с каждым разом прыгаешь все хуже. А потом сбиваешь и ее.

Ты должен не только прочесть Евангелие, но постоянно делать усилия стать другим. Не в том смысле, что ты кому-то должен, а в том, что сама вера делает это твоей потребностью.

Если мы не можем сказать о себе, что живем Евангелием, то не можем и отказаться от необходимости понуждать себя к жизни по нему. Каким бы безнадежным взятие этой высоты нам самим ни казалось.