Миф:

«Не важно, как верить, важно быть хорошим человеком». Этот тезис повторяется в разных формах, он приписывается разным знаменитым лицам. Догматика, вера, хождение в Церковь, молитва — это все что-то маловажное, даже лишнее. Важно просто быть хорошим человеком.

А на самом деле:

Прежде всего, уточним — что такое на самом деле “важно”, и что значит “быть хорошим”?

Когда мы говорим, что что-то “важно”, мы всегда исходим — отдаем мы себе в этом отчет или нет — из каких-то ценностей и целей. Если вы хотите похудеть, вам важно избегать переедания. Если вы хотите сдать экзамен, вам важно усердно учиться. Если вы хотите улететь во Владивосток, вам важно не опоздать на самолет. Если вы хотите, чтобы вам доверяли, важно исполнять обещания.

“Важно” предполагает “для чего-то”, какую-то цель, для которой это важно. Когда мы говорим “в жизни важно”, мы предполагаем, что у жизни есть цель.

Если правы атеисты, нас никто не создавал, мироздание фундаментально бессмысленно, в нем нет никакого целеполагания, мы появились на свет в результате долгого разворачивания безличных и внеразумных космических сил, которые не хотели и не могли хотеть нашего появления. В этом случае ничего подлинно, объективно важного, просто нет — что-то может быть важно лично для меня, что-то — лично для вас. Но это вопрос наших личных вкусов, о которых было бы бессмысленно спорить.

Поэтому вопрос о том, что подлинно важно, сам по себе предполагает, что в мироздании — и в нашей жизни — есть какой-то смысл. У нас есть цель, которой важно достичь, предназначение, которое важно исполнить. Вопрос о важном — это неизбежно религиозный вопрос.

Как и вопрос о хорошем. Часто мы используем слово “хороший человек” в значении “удобный, безопасный сосед, от которого мы можем не ждать гадостей”. Но удобный сосед, который всех устраивает, и “хороший человек” — это не всегда одно и то же. Где-нибудь в древней Финикии, где было принято сжигать младенцев в жертву Ваалу, жрец этого культа мог устраивать своих сограждан в качестве вполне комфортного, удобного соседа. Он не делал ничего общественно неприемлемого. Устраивать всех в своем окружении и быть хорошим человеком — это разные вещи.

Или возьмем современный пример — австралийский философ Питер Сингер не только поддерживает аборты, но и выступает за инфантицид — то есть убиение уже рожденных младенцев. При этом в своей среде он считается уважаемым, высоконравственным человеком — и, вероятно, он вполне безопасный, удобный сосед.

Хороший ли человек Питер Сингер? Его собрат по атеизму Ричард Докинз, уверен, что да. Многие другие люди не столь в этом уверены. Как мы определяем, кто “хороший”?

Мы не можем ответить на этот вопрос, не разобравшись с критериями добра и зла. А они неизбежно определяются тем, во что мы верим относительно устройства мироздания и подлинного блага и предназначения человека.

Если мы принимаем картину мира того же Сингера и других атеистов, то никакого “подлинного блага” просто не существует — человек возник в результате разворачивания бессмысленных природных процессов, у которых нет и не может быть для него никаких целей. В этом случае “быть хорошим” может значить только “устраивать свое окружение”.

Но если мы полагаем, что мироздание осмысленно, что у человеческой жизни есть цель и предназначение, то вопрос о том, “что значит быть хорошим” зависит от того, что это за смысл, и как мы его находим. Это неизбежно религиозный вопрос. И он очень сильно зависит от того, как мы верим.

Можно сказать, что “быть хорошим” — значит желать своим ближним блага. Но тогда очень важно понять, в чем состоит благо для человека.

Если все, что есть у человека — это земная жизнь и никакого вечного спасения не существует, любые представления о вечной жизни иллюзорны, то все равно, какой именно иллюзии человек придерживается. Она в любом случае не имеет значения.

Но если вечная жизнь реальна, то она является величайшим благом, которое только человек может обрести. Несравненно более важным, чем здоровье, долголетие, богатство или что бы то ни было еще. Верите вы в эту вечную жизнь или нет — будет очень сильно отражаться на том, что вы считаете “хорошим”. И если для вас важно быть хорошим, вы постараетесь выяснить, что является истиной.

Но, пожалуй, самый важный пример, о который разбивается миф о том, что не важно как верить — это личность Иисуса Христа. Когда мы открываем Евангелие, мы встречаемся с Человеком, выдвигавшим уникальные притязания. Он говорил о том, что Он был прежде бытия мира. Что Он и Бог — одно. Что Он будет судить все народы в последний день. И что наша вечная жизнь — или вечная гибель — определяется именно верой (или неверием) в Него. Как сказал Он ученикам, “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк 16:16).

Он, определенно, считал важным, как веровать. Конечно, вы можете не поверить Ему — но это тоже вероисповедный выбор, и он тоже имеет свои последствия. Что вы сочтете важным или неважным, хорошим или нехорошим — неизбежно определяется тем, поверили вы Ему или нет.

Кому выгоден этот миф

Этот миф невероятно популярен, потому что он отражает одно из самых явных свидетельств нашей поврежденности грехом — бегство от истины. Довольно легко счесть себя хорошим человеком — в конце концов, я же не Чингисхан и не Гитлер. Это приятно и ни к чему не обязывает. А вот истина опасна, она может потребовать от меня признать мою неправоту и переменить мою жизнь. А это то, от чего мы склонны прятаться, подобно тому, как падший Адам в раю прятался от Бога.

И Евангелие — это благая весть о том, что когда мы перестанем прятаться и выйдем к свету, Бог простит нас, примет и будет терпеливо трудиться над нами, пока не сделает нас действительно, по-настоящему хорошими.

ХУДИЕВ Сергей