Проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 13-ю по Пятидесятнице из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших.

Мф. 21: 33—42

Для того чтобы понять это Евангелие, нам надо обратиться к пророку Исаие. Послушайте, какие слова пророк в пятой главе своей книги говорит о том же самом:

Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль (Ис. 5: 1—7).

Мы с вами, сравнивая повествования Евангелия и пророка Божия Исаии, можем обратить внимание на то, как много в них сходного. Но есть и отличия. Был некоторый хозяин дома. Хозяин, по толкованию святых отцов, — это Господь. Который насадил виноградник — свой Израиль, свое Царство. Обнес его оградою — то есть дал ему закон. Выкопал в нем точило, построил башню — имеется в виду храм. И отдав его виноградарям — первосвященникам, которые должны были пасти свой народ, отлучился — как святые отцы говорят, означает долготерпение Божие, Его ожидание.

Когда приблизилось время плодов, хозяин послал к виноградарям слуг, и они иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Наконец, послал он к ним своего сына — конечно же, Христа.

И вот что важно: виноградари распознали, что это Христос. «Это наследник, — сказали они друг другу, — пойдем, убьем его и завладеем наследством его — всем Царством, которое не от мира сего». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Вон из виноградника — за пределы Иерусалима.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? — спрашивает Христос. И не Сам отвечает, а люди отвечают: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Народ свидетельствует, что не Христос — злодей, а те, кто обрек Его на смерть, — злодеи, и они подлежат злой смерти. А виноградник нужно отдать другим делателям. Каким? Которые будут отдавать плоды во времена свои.

Иисус на это говорит: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Христос, которого отверг народ Израилев, стал Главой Церкви и всего мироздания.

Это от Господа, и есть дивно в очах наших. Мы с вами понимаем, что это повествование о том, как несправедлив человек, которому все дается. Потому что Господь отлучается — не из человеческой жизни, а отлучается гневом Своим. Не гневается, но терпит, ждет плодов — плодов покаяния и добрых дел, плодов разума и творчества, и плодов счастливой жизни, и детей. Всего этого ждет, отворачиваясь от злодеяний человеческих. И мы вместе со злыми виноградарями нередко, как отец Иоанн Кронштадтский говорит, своим объядением, забыванием Божиих заповедей, своей неправдой — всем этим изгоняем вон, побиваем камнями служителей хозяина виноградника.[1] И что тогда? Тогда виноградник будет отдан другим виноградарям.

Если чего христианину и нужно бояться, так это не мнимых ужасов, которыми мы сами себя накручиваем и пугаем: мы не распознаем, как кто-то нас обманет, не распознаем, когда придет антихрист … Как не распознаем? Все сказано в Священном Писании.

Опасаться надо другого — как бы не стать злым виноградарем, потому что у злого виноградаря Христос заберет виноградник и передаст его другим делателям. Тем, которые, может быть, еще не родились.

Или которые рядом с нами, но мы не знаем о том, что они тоже Богом уготованы стать делателями и будут давать плод добрый во время свое.

Об этом же с особой силой говорит пророк Исаия. Речь не о том, как именно мы трудимся, много или мало, хватает ли наших сил, а вот о чем: «Он ожидал, что виноградник принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды». И спрашивает Господь от всего сердца: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Что еще должен был отдать Христос для того, чтобы мы образумились и стали Его людьми?

Он отдал Свою жизнь, взошел на Крест, воскрес для спасения человека. А мы все плодоносим дикими, худыми ягодами — глупостью, надменностью, лицемерием, обрядоверием. Приносить не дикие ягоды, а хотя бы немного, но доброго урожая — вот это смысл и цель христианской жизни.

[1] «Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божия в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему и таким образом, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Но зачем говорить неопределенно: многие распинают Сына Божия? Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия – своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками» (Прав. Иоанн Кронштадтский. Божий Виноградник. Поучение в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, 12 сентября 1903 г.).