В Тибете созданием буддийских произведений искусства занимались исключительно монахи. Они проходили длительный курс обучения в монастырских мастерских, их работы, как правило, были анонимными. До наших дней не дошло практически никаких имен художников, даже самых искусных. Одно из немногих исключений - упоминание в текстах о том, что хорошим художником был Десятый Кармапа (1604 - 1674).

Почему авторы не оставляли своих имен? Потому что, работая над тханкой или скульптурой, художник не считал себя творцом в полном смысле этого слова: ведь он не создавал принципиально новый образ, а действовал в рамках традиции. Задачей художника была как можно более точная передача объекта визуализации и соблюдение всех деталей, так как это влияло на качество медитации. В наши дни научиться писать тханки может и мирянин, но он должен не только уметь рисовать, но и получить передачу по буддийским практикам.

Над крупными произведениями, как правило, трудятся сразу несколько мастеров. Написать тханку от начала до конца может лишь достаточно опытный самостоятельный художник. В процессе обучения ученики работают вместе со своим наставником, прорисовывая второстепенные детали изображения. Такой период ученичества может быть довольно длительным.

Основой для написания тханки обычно служит хлопчатобумажное полотно. В зависимости от размеров изображения, художник может использовать цельный кусок полотна, либо сшивать его из двух и более частей. В последнем случае швы тщательно затираются костяным или агатовым шариком, поэтому после нанесения грунта они уже не заметны. Надо отметить, что встречаются тханки, написанные на шелке, - это признак влияния непальской традиции на тибетское искусство. В таких случаях используется иная техника письма: рисунок делается прямо по ткани и наносится всего один слой краски.

Полотно закрепляется на станке-мольберте, после чего пропитывается специальным клеем. Традиционно в Тибете изготавливался клей двух видов: из ингредиентов растительного или животного происхождения. Выбор клея зависел от того, какой Будда-аспект хотел изобразить художник - мирный или гневный. Для написания мирных форм Будд или Бодхисаттв художник использовал клей, изготовленный исключительно из растительных компонентов. Для гневных форм клей варился из костей и шкур животных.

Затем художник начинает наносить грунт, состоящий из клея с добавлением мела или растертого ракушечника. Грунт наносится в несколько слоев. В зависимости от манеры письма, он может быть белого, красного или черного цвета. Чаще всего используется белый грунт. Для получения грунтовки черного цвета к мелу добавляется сажа, красного - киноварь, охра или коралловый порошок. Чтобы уплотнить грунт, сделать полотно гибким, его с обеих сторон полируют агатовым шариком.

Наконец, этап подготовки полотна закончен, и живописец приступает к рисунку. Как правило, эту работу мастеру значительно облегчают прориси, своеобразные трафареты. Они помогают художнику обойтись без сложных расчетов и избежать ошибок в изображении Будда-аспектов. Для изготовления прорисей используется бумага, либо плотная ткань. На них пишут или печатают контурный рисунок Будда-аспекта и прокалывают по контуру иглой. Затем прориси накладывают на полотно, закрепляют и переносят рисунок на ткань, постукивая по контуру мешочком, наполненным охрой или сажей. Таким образом, на полотне будущей тханки остается пунктирный отпечаток, который затем обводят угольным штифтом. По-тибетски прориси так и называются «tshagspat» - пунктирный отпечаток. Часто на прорисях даются указания по поводу того, какого цвета должен быть тот или иной фрагмент. Цвета либо подписываются, либо в полтона окрашиваются сами прориси. Каждый художник в Тибете со временем накапливал свою коллекцию прорисей. Большие собрания хранились в монастырях. «Значение их было столь велико, что в прошлом они составляли важную часть военной добычи или являлись объектом длительных дипломатических переговоров»(1).

Полученный с помощью прорисей пунктирный контур обводится тушью, и после этого художник берется за краски. В состав красок входили ингредиенты растительного, минерального и животного происхождения. «Готовя краски, художник тщательно растирал пигмент в небольших плоских фарфоровых или каменных чашечках пестиком с фарфоровым шариком на конце, добиваясь равномерной измельченности красителя. При этом он должен был знать физико-химические особенности каждого пигмента и помнить, что при чрезмерном растирании тот мог утратить интенсивность цвета. Полученный порошок несколько раз промывали. После окончательной промывки краситель просушивали, помещали в глиняную или фарфоровую чашечку, ставили на огонь очага и, помешивая, добавляли в него теплый раствор клея»(2).

Краску желтого цвета готовили из мышьяка, красного - из кармина, зеленого - из медного купороса. Часто использовали золото. Серебро же практически не применялось, потому что оно имеет свойство со временем темнеть. Для отпугивания насекомых, которые могли повредить тханку, в состав краски часто добавляли лимонную кислоту или животную желчь. Состав компонентов для приготовления красок определялся не только их физико-химическими свойствами, но и традицией, их символическим значением. Например, одним из символов Будды Шакьямуни являлся сахарный тростник. Поэтому сахарный сироп включали в состав красок для написания его образа. Часто в состав красок входил порошок или сок лекарственных растений, порошок драгоценных и полудрагоценных камней, земля и вода, привезенные паломниками из особых «мест силы», и другие реликвии. С конца XIX века в Тибете все более широко использовались синтетические красители, привозимые из Индии и Китая.

Кисти для живописи изготавливали из меха лисы и колонка. Для прорисовки более тонких деталей служили тончайшие кисти из волосков кончика беличьего или крысиного хвоста.

Что касается цветовой палитры тибетской тханки, то она канонизирована не менее строго, чем ее композиционное решение. Цвета тела, одежд, ореолов вокруг головы или сердечного центра (полей силы) указывают на качества, присущие изображаемому Будда-аспекту. Символика цвета связана с представлением о пяти Будда-семействах. Красный цвет - цвет семейства Будды Опаме (санскр. - Амитабха), синий - Акшобхьи, зеленый - Амогасиддхи, желтый - Ратнасамбхавы, белый цвет - Вайрочаны.

После выполнения контурного рисунка тушью художник в полтона наносит основные цвета. Далее мастер расставляет акценты, используя более интенсивные оттенки. Затем прописываются мельчайшие детали - черты лица, орнаменты.

Часто на тханке можно увидеть надписи на тибетском языке. Они могут располагаться рядом с изображенными фигурами, либо вписываться в орнамент. Такие надписи обычно служат для пояснения смысла сюжета, указывают имена изображенных Будд или Учителей. Их может выполнять как сам художник, так и приглашенный специально для этой цели каллиграф. Надписи можно встретить и на оборотной стороне живописного полотна - там пишут мантры или корневые слоги Будда-аспекта. На обороте некоторых ценных тханок можно увидеть знак особого благословения - отпечаток руки ламы.

Само живописное полотно тханки называется «мелонг», что в переводе с тибетского означает зеркало. Очень точное название! Тханка, как зеркало, отражает просветленное состояние ума, его абсолютную природу.

Когда изображение закончено, полотно тханки вшивается в обрамление из шелка. Две узкие полоски ткани красного и желтого цветов по периметру служат рамкой, границей изображения. Непосредственно к ним пришивается широкое декоративное обрамление из дорогих сортов шелка. Оно имеет более вытянутую, по сравнению с мелонгом, форму. Раньше в Тибете дорогие тханки обычно помещали в резные деревянные рамы, украшенные позолотой и инкрустацией. Затем более широкое распространение получила традиция мягкого тканевого обрамления, практичного и долговечного. Однако на ткани часто стали переносить узоры с деревянных окладов - например, изображения драконов.

В верхней и нижней части обрамления тханки делаются загибы, в которые вставляются деревянные или металлические штанги. За верхнюю штангу тханку закрепляют в интерьере, нижняя, круглая в сечении штанга, служит отвесом, на нее же тханку накручивают для транспортировки или хранения. К верхней части обрамления пришивается завеса из тонкой ткани, необходимая для защиты лицевой части тханки от копоти масляных светильников или иных повреждений.

Тибетская буддийская тханка - явление уникальное и своеобразное, незнакомое для большинства европейцев. Знание ее символики может помочь превращению тханки из экзотического произведения искусства в зеркало нашего ума.

Анна Шиманская

Примечания:

1. Сергеева Т. В. Традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока. // Священные образы Тибета. - Самара: Издательский дом «Агни», 2002. - С.10. 2. Там же. - С.11

Об авторе: Научный сотрудник Государственного музея Востока (г. Москва). Приняла прибежище у Ламы Оле Нидала в 2003 году. Аспирант Московского государственного университета культуры и искусств. Работает над диссертацией «Символика тибетского буддийского искусства»