На территории Карелии много камней и сооружений из них, которые почитаются местным населением священными. Впрочем, о них хорошо знают и туристы…

Сейдомания

Взять хотя бы знаменитые карельские сейды. Слово это (есть вариации «сейде», «сейте», «сайво») по-саамски означает «священный камень». А лопари переводили его как «божество»…

Словом «сейды» обозначают здесь любые культовые камни, искусственные каменные пирамиды, ритуальные рукотворные туры из камней, реже из дерева. Современная наука относит появление сейдов к XI-XVI вв.; их во множестве обнаруживают в Скандинавии и на всем Русском Севере. В рукотворные сейды, по верованиям карельских саамов, вселяются души умерших, и этим душам не нравится, когда кто-либо нарушает их покой. Поэтому духов нужно задабривать.

Поверья также гласят, что сейды могут придавать пролетающим над ними предметам магические свойства. Исходя из этого, охотники «изготовляли» заговоренные пули, выстреливая над сейдами в деревяшки; извлеченная из мишени пуля считалась магически «заряженной». Культ сейдов был общим для всей Лапландии, это одна из главных особенностей лопарской религии.

На островах Беломорья у Кеми отмечается наибольшее скопление сейдов; тут можно увидеть целый пантеон каменных «божеств». Так, на острове Немецкий Кузов находятся сейды в виде отдельных валунов, поставленных на каменные «ножки». На верхней плоскости сейда часто устанавливалось несколько небольших камней, снизу размещали разноцветные мелкие камешки. По форме верхняя часть сейдов обычно отдаленно напоминает головы людей или животных; камни цилиндрической формы, поставленные впереди такого сейда, нередко напоминают руки.

С сейдами в виде каменных скоплений в этой местности связана легенда об окаменевших немцах, которые хотели напасть в Соловецкий монастырь, попав на остров во время бури. Но саамское божество покарало их, превратив в камни… В основе легенды, как считают этнографы и историки, лежат попытки шведов (русские когда-то всех иностранцев звали немцами) напасть на обитель со стороны острова в XVII в.

Возле сейдов устраивались ритуальные танцы, здесь просили богов о хорошей погоде и удаче в охоте и рыбной ловле, молили их не обижать души погибших соплеменников, особенно тех, кого поглотила морская пучина… К тем сейдам, которые располагались в недоступных местах, бросали камни, смоченные в крови принесенного в жертву животного. Женщинам к сейдам вообще подходить запрещалось.

Один из первых исследователей сейдов, финский ученый Матиас Александер Кастрен полагал, что эти камни и сооружения играли роль своеобразных идолов, которые саами использовали для колдовства. Современные ученые считают, что древние обитатели карельской земли воспринимали одни сейды в качестве покровителей охоты (камни, похожие на животных), а другие (схожие с людьми) связывали с культом предков. Поклонение сейдам среди саамов продолжалось вплоть до начала ХХ века.

Часовня на капище

Наравне с сейдами в Карелии присутствуют и многочисленные мегалиты - валуны, которые в языческие времена наделялись волшебной силой; часто возле них располагались и святилища.

Один из самых знаменитых культовых камней Карелии - Конь-камень, расположенный на ладожском острове Коневец; его размеры столь значительны, что когда-то на нем удалось разместить небольшую деревянную часовню.

Конь-камень являлся важным культовым центром западного Приладожья. Согласно преданиям, на нем финские племена, предшествовавшие карелам, приносили в жертву коней; отсюда и пошло название. А сам камень уже дал имя острову. Считалось, что он служит оберегом для домашних животных, которых туда перегоняли на летнее время. После основания на Коневце православного Рождественского монастыря на камне была сооружена часовня. В те времена языческие верования часто использовались в религиозных целях.

Поляна идолов

На западном берегу Уницкой губы, у Онежского озера, недалеко от деревни Пегрема, расположен одноименный культовый мегалитический комплекс, относящийся к III-II тысячелетиям до н.э.). Много лет он был спрятан в лесных зарослях и потому не привлекал особого внимания. И только когда в 1988 году пожар выжег небольшой участок леса, открылась «поляна идолов».

На площади около 20 тыс. кв. км сконцентрированы разнокалиберные валуны. Около трех десятков камней святилища отколоты и обработаны, некоторые даже отполированы, имеют следы огня, покраски природной охрой, есть валуны, окруженные каменной кладкой.

Наиболее эффектно смотрится мегалит в виде лягушки, окруженный сколотыми камнями и галькой. Поблизости от него – каменная «ванночка», наполненная золой и древесным углем, а также остатки захоронения, посыпанного охрой; впрочем, костяк погребенного не сохранился. А вот мегалит в виде утки, представляющий собой два камня, поставленные один на другой…

Менгиры пегремского святилища во многом схожи по своим функциям с сейдами. Они «участвовали» в камлании шаманов, даровали удачу охотникам… Некоторые из них даже якобы умели перелетать с места на место. Если верхний камень в сооружении отсутствует, то про него местные и до сих пор так и говорят – «улетел»…

Интересно, что сейды и подобные им сооружения часто находят вовсе не специалисты-археологи, а исследователи-любители, энтузиасты, в основном увлеченные эзотерикой. Многие из них пытаются увидеть в причудливых камнях следы гиперборейской цивилизации, которая якобы существовала на Севере в незапамятные времена.