Начнём издалека. Моду часто упрекают в том, что последние 20 лет она повторяет саму себя. Что вполне предсказуемо, потому что у человека по-прежнему две руки и две ноги, машины не летают, а ездят по земле и футуристические трико для дачи на Луне никому не нужны. Как только принципиально изменится образ жизни, появятся новые материалы и технологии, тогда произойдёт очередная модная революция.
Но в реальности, мир моды и одежды уже очень сильно изменился даже начиная с 80-х гг. Потому что наш образ жизни точно стал другим. Взять хотя бы такие удивительные технологии, как интернет, сотовую связь и распространение мобильных устройств в последние годы.
На неделях моды по всему миру
Рюкзаки долгое время ассоциировались только с такими категориями, как школьники, студенты, неформалы и туристы.
Несмотря на то, что у рюкзака был звёздный час в 90-х, когда в моде был гранж и прославился маленький чёрный рюкзачок Prada, в 2000-х это не помешало пафосным сумкам, также известным как «it-bags», захватить мир. Что тоже вполне закономерно, потому что мир люкса переориентировался на рынки арабских и азиатских стран, где очень сильно классовое деление.
Тот самый рюкзак Prada из нейлона
А на сытом Западе тем временем… всё большее и большее количество людей пересаживалось на велосипеды. Не потому что не могли позволить себе машины, а потому что менялся образ жизни. Сейчас даже говорят об особом велосипедном образе жизни!
В благополучном, защищённом мире, где всё больше стиралась граница между классами, одежда становилась проще и демократичней.
В Скандинавии сложно увидеть человека без рюкзака. Хорошо и недёшево одетый человек может идти по улице с невзрачным, утилитарным рюкзаком и в старых удобных кроссовках. У этого человека всё хорошо. Было и будет. И своим внешним видом у него нет потребности кричать, что он лучше и богаче других. Чем и является основной смысл статусных вещей. Это не хорошо и не плохо – этим просто нужно переболеть.
А наш скандинав может позволить себе расслабиться и забыть о том, что красота требует жертв. Ведь сегодня красота требует комфорта.
Вариации на тему «скучного» спортивного рюкзака
Рюкзак, в каком-то смысле, символ того мира, где жизнь более мобильна, где удобно ходить пешком и ездить на велосипеде, где люди наделены большей профессиональной независимостью (и основной рабочей станцией становится ноутбук, который нужно в чем-то носить). И где повседневная жизнь тесно интегрирована в жизнь города и улицы. То есть за порогом дома не начинается чужой мир, через который нужно побыстрее перемахнуть, чтобы попасть на работу.
В скаутском стиле и модель «вещмешок»
В России у рюкзака жизнь тяжёлая. Во-первых, большая часть нашего общества ещё очень ориентирована на завоевания статуса – отсюда тяга к роскоши и статусным вещам. Чего рюкзак никак не может предложить, сколько бы он не стоил.
С другой стороны, рюкзак меняет силуэт, который большинство людей, озабоченных такой проблемой, находят асексуальным. Но тут мы тоже имеем дело с устаревающими представлениями об элегантности, женственности, возрасте и гендерных стереотипах в одежде.
Вариации на тему ранца
К тому же, сейчас очень активно поколение молодых женщин, которые выросли в 90-е. В какой-то момент рюкзак стало носить страшно не модно, и «взрослые девочки» перешли только на сумки! Ну, и конечно, ходили зимой без шапки. Часто в фобии некоторых модниц перед рюкзаками стоит подростковый страх оказаться дурой в шапке, которую заставила надеть мама.
Новые стили рюкзаков
У нас рюкзаки пока носит довольно узкая прослойка (не считая перечисленных вначале категорий), которая становится всё больше. Что не может не радовать. Конечно, о всеобщем социальном благополучии и защищённости говорить даже не смешно. Но эта тенденция указывает на то, что появляются люди с другими социальными установками и образом жизни. И вообще, стильные люди с рюкзаками позитивно влияют на его карму. Ещё несколько лет назад даже в Москве было проблемой найти приличный рюкзак. Что тоже не прибавляло ему баллов, потому что сохраняло ассоциацию с тем, что носят туристы в шортах и панамках. Хочешь нестрашный – заказывай через интернет или покупай за границей.
Всё новое – хорошо забытое старое. Практически точные повторения того, что было в 90-е или более современная интерпретация.
Сегодня имеет место быть ретроспектива 90-х, а с ними и новое переосмысление гранжа. И рюкзаков. Но основная волна появилась раньше и никак не связана стилистически с 90-ми. Сегодня рюкзаки делают такие люксовые марки, как Louis Vuitton, Etro, Chanel и многие другие. Фэшанисты всего мира носят или мечтают о рюкзаке от Alexander Wang или Phillip Lim. То и дело выстреливает новая марка, и их рюкзаки становятся маст-хэвами. Рынок рюкзаков сегодня не ограничен ни ценой, ни стилем.
Люксовые рюкзаки: Chanel, Etro, Gucci, Louis Vuitton…
Рюкзаки для более искушённых модников: Alexander Wang и Phillip Lim
Для тех, кто любит постраньше
Возвращение мини-рюкзачка
Не сказать, что наш рынок внезапно расцвёл и ломится от изобилия. Но кое-что хорошее у нас всё же случилось – рождение питерского бренда Asya Malbershtein. Который как раз специализируется на рюкзаках: стильных, качественных и удобных. И кажется прекрасным и удивительным, что о нашем бренде говорят, и вещи его хотят не меньше, чем какой-нибудь иностранный маст.
Рюкзаки Asya Malbershtein