Когда заходит разговор об отношениях моды и религиозных мусульманок, мы быстро вспоминаем сцену из второй части фильма «Секс в большом городе», где под черными абайями оказываются последние коллекции ведущих домов моды. Однако на деле интерес мусульманских женщин не сводится к костюмам Chanel, которыми можно похвастаться перед подружками. И сейчас это понимают и производители одежды масс-маркета, и модные дизайнеры, и организаторы Недель мод. Они знают, что женщины, исповедующие ислам, готовы покупать и носить модные вещи, — и рады предложить им свои.
Сейчас по тегу #hijabfashion в инстаграме доступно более 9 млн фотографий.
Во время двух последних Недель моды в Милане и Лондоне фотографии исламских девушек-блогеров попадали в объективы лучших фотографов и в аккаунты американского и итальянского Vogue.
В начале марта вышел первый номер Vogue Arabia с Джиджи Хадид на обложке. Компания Nike создала коллекцию спортивных хиджабов для мусульманских спортсменок. Эти факты лишь окончательно подтвердили тренд: исламская мода стала частью мировой.
Светятся изнутри
По словам дизайнера Екатерины Ковтунович, которая уже шесть лет живет в Дубае, у мусульманских женщин значительно изменились предпочтения в одежде. «Раньше, пять лет назад, когда я только делала первые шаги в Дубае как дизайнер, в исламской моде использовалось много камней, вышивок, кристаллов Swarovski, ярких цветов и резких для европейского глаза сочетаний. Сейчас наблюдается тенденция к минимализму: вы не увидите ярких красок и камней — скорее пастельные и бежевые тона, чистые фактурные ткани.
У молодежи популярно смешивать стили — элегентный крой абайи, кроссовки и веселую сумку со смешной надписью или картинкой.
Очень популярна многослойность: мусульманские девушки с удовольствием экспериментируют с одеждой обычных неисламских марок, надевая одну вещь на другую, что в сочетании с хиджабом дает интересные modest looks, особенно популярные в Нью-Йорке и Европе».
Тенденция к отделению исламской моды мировой модной индустрии в отдельное направление начала проявляться на протяжении последних пяти лет. Ниша долгое время оставалась свободной, несмотря на то что мусульмане были готовы тратиться на дорогую одежду.
«В 2013 году расходы потребителей в секторе мусульманской моды достигли $230 млрд, что составляет 11% от глобального рынка моды. По прогнозам, к 2019 году этот показатель приблизится к $488 млрд», — говорится в отчете Thomson Reuters.
За пределами исламских стран об этом направлении всерьез заговорили на Форуме скромной моды в Турине в 2015 году. Тогда исполнительный директор Дубайского центра развития исламской экономики (DIEDC) Абдалла Аль-Авар подчеркнул, что отрасль становится не только важным элементом мировой исламской экономики, но и звеном мировой экономической системы. И оказался прав.
Осенью того же года на Нью-Йоркской неделе моды дизайнер Анниса Хасибиан представила коллекцию хиджабов (38 повседневных и 10 праздничных моделей), которую модные критики восприняли на ура. После дефиле они встали и поблагодарили дизайнера бурными овациями, что считается редким явлением в индустрии моды. Идею быстро подхватили бренды, выпускающие одежду масс-маркета, — H&M, Uniqlo и Mango. H&M даже пригласили модель-мусульманку Марию Идрисси стать лицом своей рекламной кампании — это было воспринято как революционный шаг, но женщины хотели большего.
Сейчас уже по всему миру в ведущих школах дизайна появилось направление исламской моды.
Совет по исламской моде и дизайну в Нью-Йорке (которому принадлежала идея ввести это нововведение) решил популяризировать особенности исламского стиля в модной индустрии и привлечь внимание ее главных представителей. По словам инициаторов, в современном мире само понятие исламской моды не должно ассоциироваться только с абайями.
«В индустрии имеется громадный спрос со стороны женщин, желающих одеваться скромно, при этом следуя последним тенденциям, и мусульманок, соблюдающих консервативные исламские принципы. Для этого и нужны мы», — рассказали в одном из интервью представители совета.
Мы работаем для вас
Череда громких событий в мире высокой моды началась в прошлом году, когда в начале 2016-го Dolce & Gabbana выпустили линейку Abayas для клиентов на Ближнем Востоке. Коллекция состояла из хиджабов и платьев в пол из легких тканей нейтральных тонов. Наряды украшали цветочные принты и кружево, особым спросом у покупательниц пользовался черный хиджаб с яркими ромашками. Затем английский бренд Burberry представил коллекцию одежды к мусульманскому посту Рамадан. В линейке были представлены легкие платья и яркие сумки.
Правда, о том, насколько уместно надевать в пост платье винного цвета или наряд, декорированный серебряными блестками, пришлось думать уже покупательницам.
В начале 2017 года мусульманская мода захватила мир. На модных подиумах в рамках крупнейших Недель мод давно не было такого количества закрытых платьев в пол, рассчитанных, скорее всего, на скромных покупательниц с Ближнего Востока. Более того, наряды, соответствующие требованиям ислама, были показаны в рамках Лондонской недели благопристойной моды (London Modest Fashion Week), которая впервые в этом году проходила параллельно с Лондонской неделей моды.
«Благопристойная мода — один из наиболее быстро растущих сегментов модного бизнеса. Если учесть, что к 2030 году каждый третий житель Земли будет мусульманином, можно представить, насколько велики его перспективы», — заявила организатор мусульманского дефиле Романна Бинт-Абубакер. По ее словам, интерес к нарядам, соответствующим нормам шариата, сейчас проявляют приверженцы и других религий, которые предписывают закрывать тело больше, чем это принято на современном Западе.
В Москве исламскую моду от бренда дочери Рамзана Кадырова Айшат публика Firdaws тоже восприняла положительно. Показ состоял из 45 вечерних платьев в этностиле, изготовленных из бархата, шифона, шелка и французского кружева, украшенных полудрагоценными камнями. Критики, и российские, и западные, назвали показ одним из самых ярких событий Mercedes Benz Fashion Week Russia.
Несмотря на то что эксперименты с фасонами для блогеров и дизайнеров недоступны, придумать, как разнообразить коллекции, все-таки удается.
На новые идеи вдохновляют такие иконы стиля, как вторая жена шейха Катара Шейха Моза и иорданская принцесса Хайя Хуссейн.
Например, блогер Ascia AKF (@ascia_akf) публикует видео, где стилизует вещи, доступные в онлайн-магазине, в мусульманском стиле. Владелица бренда Haute Hijab Мелания Элтурк шьет хиджабы различных оттенков и экспериментирует с принтами. Екатерина Ковтунович экспериментирует с тканями.
«Наша самая популярная модель — это туники, вдохновленные силуэтом абайи. В качестве отделки мы используем саду (Sadu) — знаменитую ткань, из которой шьют арабские шатры. Сначала идея преобразовать мебельную ткань в модную была встречена очень неоднозначно. А сегодня министр счастья Арабских Эмиратов Охуд Аль Руми выбирает наш пиджак из саду для выступления в ООН».