В России растет популярность семейного образования - об этом свидетельствуют данные исследования МПГУ. У семейного образования есть разные форматы: заочное, если дети осваивают программу на онлайн-платформах и прикрепляются к партнерской государственной школе, где проходят аттестации; собственно семейное, когда за учебу полностью отвечают родители; а также обучение в семейных школах, когда папы и мамы объединяются, снимают здание и нанимают учителей. Родители рассказали «Правмиру», как организована учеба их детей.

«Весь мой тайм-менеджмент строится вокруг учебы»

Анна Трипольская-Эрман, дочери 15 лет, заочное обучение с 5-го по 9-й классы: 

— До 5-го класса Алиса ходила в муниципальную школу №83 «Умка», известную в Новосибирске. Эта школа исповедовала принципы гуманной педагогики, ответственного родительства, славилась неформальным подходом к учебе.

Мы в семье не задумывались о заочном обучении для ребенка, но тут одновременно произошло два события. Во-первых, в 2021 году школа №83 чуть ли не одним днем из государственной превратилась в частную, для очников стала стоить 50 тысяч рублей, а для заочников — 15 тысяч в месяц. 

Во-вторых, я убедилась, что к концу 5-го класса знаний у моего ребенка — ноль. Чем, спрашивается, она занималась там каждый день с утра и до двух часов дня? Тусоваться с ровесниками — это здорово, но глупо ради этого каждый день отсиживать за партой, чтобы потом приходить домой и заново проходить учебный материал с мамой. Лучше уж сразу осваивать программу дома, а для общения ходить на кружки и гулять во дворе. И я решила подать заявление о переводе на заочное обучение — благо порядок для этого у нас пока не разрешительный, а уведомительный.

Однако возвращаться в бывшую школу №83, а ныне частную школу, даже на заочное, как-то не хотелось. И не мне одной. Нас таких оказалось 1500 человек — как очников, так и заочников. Отчислить нас по закону нельзя, оставалось переоформить всех в новую школу, которая пришла в здание, где раньше располагалась 83-я. Этой новой школой стал лицей №200. 

В школе сначала не знали, как организовать обучение. С обычными учениками все понятно, они сядут в классы. Но что делать со всеми этими заочниками? 

В итоге заочное образование в лицее довольно грамотно поставили на поток. В каждом классе у нас по 30 человек, есть классный руководитель, который следит, чтобы все контрольные писались в срок.

Сами контрольные соответствуют образовательному стандарту, а не состоят из простеньких тестов, как это бывает, к сожалению, при заочном образовании. Конечно, ребенок, который учится дома, может все вчистую переписать из интернета, но это уже — зона ответственности родителей. Ведь никому, кроме них, по сути, образование ребенка и не нужно. 

Школу можно за многое ругать, но расписание там поставлено четко: звонок — перемена — новый звонок — новый урок. В 14:00 — свободен. А попробуй так дома!

Часть программы ты проходишь на онлайн-платформах типа «Интернет-урока», «Фоксфорда», «Открытого ковчега», «Онлайн-гимназии №1». Почти все они живут по московскому времени. Уроки начинаются иногда в 12:00, а иногда в 16:00 по Новосибирску. И перерывы между ними слишком длинные, чтобы пережидать их дома, и слишком короткие, чтобы впихнуть какой-нибудь кружок.

Я по первому образованию химик, но, как только дочка перешла на домашнее обучение, я стала набирать группы и заниматься с детьми химией, физикой, математикой. Алиса занималась в этих же группах наравне со всеми. Это позволяет гораздо четче форматировать занятия, чем когда сидишь один на один с собственным ребенком. 

Математика была у нас с 10:00 до 12:00 в понедельник, среду, пятницу. Русским языком и литературой с 6-го по 8-й класс занималась моя мама по субботам в 14:00 и по вторникам в 11:00. Английский и остальные предметы мы добирали на онлайн-платформах и с частными репетиторами. Нам все-таки удавалось выкроить время на театральную студию и рисование, но, справедливости ради, по деньгам это получалось почти то же, что в частной школе.   С каждым годом предметов становилось все больше, учиться дома — все сложнее. Весь тайм-менеджмент сейчас строится вокруг учебы, нужно постоянно заставлять и дочку, и себя. Ребенок до сих пор не всегда может сесть и самостоятельно написать условную географию. Если за два дня до контрольной не сделано ничего, это значит, что я сама должна взять учебник и начать разбираться.

Мне пришлось полностью перестроить свою жизнь, но организовать Алису было все труднее.

Пришлось нанимать новых репетиторов, расписание «поплыло», ведь у каждого преподавателя — свои часы.  

Кроме того, обнаружилась еще одна проблема. Как только я говорю: «Вот задача по физике, у тебя 15 минут» — на ребенка находит ступор. Само наличие таймера словно отключает связь между заданием и головным мозгом. Моя дочь не одна такая. В моей группе занимаются шесть заочников из нашего же лицея, и пятеро не умеют решать задачи на время. В этом году я планирую постоянно решать пробники ОГЭ четко в отведенный срок. Этот навык в школе тренируется неплохо, а дома, где все делается в своем темпе, провисает, а без него не сдать государственную итоговую аттестацию.

К ОГЭ в этом году будем готовиться изо всех сил, и я надеюсь, Алиса его успешно сдаст. Но что дальше? Заочных 10–11-х классов в лицее №200 нет. Если мы продолжим учиться дома, то нам нужно выбрать онлайн-платформу, которая за деньги предлагает прикрепление к школе в Новосибирске. Такая платформа всего одна — это «Интернет-урок», у него есть партнерское соглашение с единственной школой в Новосибирске — Православной гимназией во имя Кирилла и Мефодия. Нам придется приписываться к ней, чтобы сдать ЕГЭ. Либо ехать в Москву.

По сути, это главная проблема заочного образования в России: ни у одной интернет-школы нет партнерского офлайна за Уралом. Новосибирску еще повезло, что есть лицей №200, который прикрепляет заочников до 9-го класса включительно, да еще и бесплатно. А в Томске, например, ничего подобного нет. Даже ОГЭ им придется сдавать в Новосибирске, Питере или Москве. 

Пока мы склоняемся к тому, чтобы в 10-м и 11-м классах учиться очно, но не в лицее, а в другой школе, которая гораздо ближе нашей семье по взглядам и где я веду кружки по олимпиадной химии. 

«Дома дочь начинала учиться — и никак не могла остановиться»

Елена Павлова, дочери 18 лет, заочное обучение — 8–11-й классы:

— Соня ходила в обычную московскую школу, а потом мы переехали за город, и там подходящей школы не нашлось. Уровень повсюду был довольно низкий, а отношение к детям высокомерное и авторитарное. 

Начался 8-й класс, и через две недели дочь сказала, что хочет учиться дома. Она перешла в «Наши Пенаты» (сейчас «Международная школа смешанного обучения/ Монтессори-школа». — Прим. ред.), это лицензированное образовательное учреждение с государственной аккредитацией, где можно учиться и очно, и заочно: учителя-предметники ведут онлайн-уроки. Они дают материал, ты его проходишь самостоятельно, а на следующем уроке закрепляешь.

Для детей с московской регистрацией школа бесплатна, только оформление документов стоит примерно 3000 в год.   При заочном формате было свое расписание, но не такое, как в очной школе, когда утром вошел, а к обеду вышел. Промежутки между онлайн-уроками больше, но самих уроков меньше, поскольку нет, например, физкультуры. То, что ребенку интересно, он обычно добирает с помощью внешкольных кружков и секций. Какие-то уроки Соня посещала, а где-то осваивала программу сама.

Рабочий день на дому мы помогли дочке организовать, благодаря тьютору и психологу.

Как ни странно, самое сложное для моего ребенка было не сесть за рабочий стол, а встать из-за него. Психолог объяснила мне, что дети на заочном обучении делятся на две категории.

Одни, потеряв внешний контроль, расслабляются, и таких большинство. Другие начинают учиться самостоятельно. Соня была как раз из таких.

Поскольку не было четко сформулированного домашнего задания, надо было «освоить тему», то поначалу ей  было непонятно, сколько нужно сделать, чтобы считать тему освоенной. Она могла заниматься до вечера. Тьютор помогла разработать расписание, а психолог — обозначить границы занятий. Среди прочего, он посоветовал надевать какую-то определенную одежду, которую после учебы нужно снять. Как только процесс наладился, стало по-настоящему здорово. Соня много успевала помимо учебы: английский, французский, спорт, киношкола. Все ей нравилось, на все оставались силы. 

Промежуточные аттестации проходили онлайн: в определенный день дается контрольная, на нее, например, отводится полтора часа. Открываешь задание, пишешь, сдаешь. Очная контрольная только одна, в конце года. Конечно, ОГЭ и ЕГЭ тоже сдавались очно. 

Результат ЕГЭ для нас был не особо важен, поскольку изначально для ее планов был важен средний балл по аттестату. Но на всякий случай Соня решила сдать ЕГЭ по целым пяти предметам. Ни к одному из них она практически не готовилась, экзамен не был для нее из ряда вон выходящим событием, как для большинства детей.

Для дочери он стал еще одной очной контрольной, на которой она набрала пристойные баллы: 81 и 88 по французскому и английскому языкам. Они ей очень пригодились, поскольку планы по поступлению изменились — с баллами по ЕГЭ и отличными результатами творческих испытаний Соня прошла на режиссерские отделения в два вуза: Государственный институт телевидения и радио и в Московскую школу нового кино. В ней она сейчас и учится.

«По утрам перед школой ребенка рвало, и я поняла: пора забирать»

Наталья Петрова, дочери 25 лет, заочное обучение — 10-11-й классы; сыну 20 лет, заочное обучение — 3-5-й классы; младшей дочери 13 лет, заочное обучение — 1-6-й классы:

— Старшая дочка ходила в обычную районную школу, а потом определилась с профилем и поступила в неплохой лицей. Но вскоре его слили со специальной английской и спортивной школами, вышло что-то невразумительное, учителя стали уходить, и в 10-м классе дочка приписалась к школе, которую можно было окончить заочно. К сожалению, она много болела, поэтому ЕГЭ ей удалось сдать лишь частично. Год она готовилась, потом досдала ЕГЭ, поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на платное, а через год ее за отличную учебу перевели на бюджет.

Мой второй ребенок с самого начала не желал выходить из дома, общаться и говорить. Он был интеллектуально сохранный, никакого диагноза нам не ставили, хотя мы обращались и к логопедам, и к неврологам, и нейропсихологам. 

Я нашла хорошую частную школу с маленькими классами и бережным отношением к детям, но сын все равно не успевал. Бывает, учитель задаст вопрос, все уже ответили, а мой даже не понял, что это было.

К 3-му классу начались психосоматические проявления, по утрам перед школой его рвало, и я поняла: пора забирать.

Муж меня поначалу не поддержал. Он говорил, что нужно хотя бы два раза в неделю общаться с классом, ездить на экскурсии. Какое-то время сын еще ходил писать контрольные. Однажды учительница велела всем взять листочки, отступить три клеточки и начать писать с красной строки. В этот момент у моего ребенка, по ее словам, глаза округлились от ужаса, он просто не понимал, чего от него хотят. Тогда она сказала: «Все, не мучайте его, я буду давать задания на дом». Так мы стали заниматься дома.    Первые два месяца он только спал, ел, рисовал и лепил. Потом мы начали дважды в неделю ездить к логопеду, еще дважды в неделю к нам приходила учительница английского, и раз в неделю — учительница математики, которую я вспоминаю с особенной теплотой. Сначала она просто играла с ребенком на полу в простейшие настольные игры, постепенно подключая счет и таблицу умножения, а спустя пару месяцев они пересели за стол и стали заниматься по-настоящему. «Окружающий мир» и литературу я с сыном проходила сама. Пока он рисовал, я либо читала ему какую-то главу, либо включала видео. 

Программу 4-го класса он освоил дома, а с 5-го поступил в лицей, который специализировался на творческих специальностях. Значительная часть детей там были похожи на него: творчески одаренные, но плохо умеющие писать и считать. По русскому и математике сын все еще учился посредственно, зато скульптура, рисунок и композиция были его коньком. ОГЭ им отменили из-за ковида, ЕГЭ он сдал на низкие баллы, но и это было для него настоящим подвигом. Сейчас он один из лучших студентов на 3-м курсе Суриковского училища. Это здоровый, умный, эрудированный парень, от детских проблем не осталось и следа. Если бы я была посмелее, я бы вообще не отдавала его в начальную школу.

С третьей моей дочкой иная история. Она с самого начала все схватывала на лету, но я поняла, что в обычной школе, где по 8 классов в параллели, ей будет плохо. Страшно подумать, как ребенок выйдет на перемену в такой толпе. Мы решили учиться заочно с помощью МЭШ («Московская электронная школа») и YouTube. Между делом дочка слушала «Гусь-гусь» на «Арзамасе», занималась музыкой, учила японский, ходила на шахматы, занималась онлайн в литературном кружке.

В какой-то момент она посмотрела фильмы «Гостья из будущего», «Приключения Петрова и Васечкина» и сказала: «Хочу учиться вместе со всеми».

Я нашла для нее семейную школу, где родители объединяются, нанимают учителей, оплачивают помещение. Сейчас дочка в 6-м классе, ходит на уроки все 5 дней в неделю. «Уже в 4-м классе учителя стали нагнетать: “Будете плохо учиться — не сдадите ЕГЭ”»

Татьяна Мелешкова, дочери 26 лет, заочное обучение — 9-11-й классы; старшему сыну 20 лет, заочное обучение — 4-6-й и 10-11-й классы; младшему сыну 12 лет, заочное обучение — 1-4-й классы: 

— Я не сторонник массового школьного образования, где всех гребут под одну гребенку. Двое из моих четверых детей дисграфики, причем одна из дочерей все 11 лет училась в очной школе, и, глядя на нее, я поняла, что в этой системе нет места тому, кто хоть чем-то отличается от других. Потом мы с ней нашли частную школу, где ей было хорошо, — у каждого ребенка свой образовательный маршрут.  

У следующей моей дочки не было дисграфии, но учиться в большом коллективе ей никогда не нравилось. Мы с ней задумались о формате заочного обучения, но тогда он еще был совсем не популярен.  Я спрашивала: «Сможешь заниматься сама?» — и она отвечала: «Наверное, нет». Но в 9-м классе Ася решилась. Я очень волновалась, что организовать учебу дома не удастся, но, к счастью, появилась онлайн-школа новосибирского педагога Алексея Битнера — одна из первых ласточек заочного образования в стране. 

Система у него была такая: в начале года составляешь себе график и сам выбираешь, когда и что сдавать. Понятно, что на программу по математике и по русскому тебе понадобится несколько месяцев, а ИЗО, например, можно подготовить за две недели. На протяжении обучения тебе предлагаются тесты по каждому предмету, а в качестве промежуточной аттестации — довольно сложная контрольная. В некоторых онлайн-школах они проводятся формально: хочешь списать — твои проблемы. Но у Битнера все было с прокторингом, строго под камеру.

Чтобы понять, как дочка справится, мы договорились с Алексеем, что летом она самостоятельно начнет осваивать любой предмет. Ася выбрала географию, за месяц выучила часть программы и осенью сдала по ней промежуточную аттестацию. Стало ясно, что учиться дома она сможет. Далее мы буквально на месяц взяли ей репетитора по химии, потому что после школы этот предмет был на нулевом уровне, а аттестацию сдать было нужно. По русскому и по английскому у нее были репетиторы на более длительный срок, они готовили ее к ЕГЭ. Она сдала русский на 96, английский на 96, обществознание, к которому не готовилась, на 60, и литературу, которую выбрала в последний момент, на 70. 

Изначально дочь хотела в педвуз на английский, но там проходной был 270. Тогда она решила на следующий год пересдать обществознание, а в течение года самостоятельно изучать профессию педагога. В итоге результат по «обществу» она не улучшила — ну не лежала у нее душа к этому предмету. Зато, использовав баллы за сочинение, она прошла в МГПУ на филологический профиль — преподавание английского и русского как иностранного.

На тот момент, что Ася решила уходить на домашнее обучение, мой следующий ребенок учился в 4-м классе, и уже тогда учителя стали нагнетать: «Будете плохо учиться — не сдадите ЕГЭ». Я решила, что дома будет спокойнее и эффективнее. 

Коля пошел на уже знакомую нам платформу Алексея Битнера, но тут моего участия требовалось больше, потому что в 4-м классе ребенок еще не может заниматься сам. Все равно это лучше, чем обычная школа, из которой ребенок возвращается домой, ленится сесть за домашку, ты точно так же его подгоняешь, но при этом решать он должен однотипные бессмысленные задачи. 

Когда я даю ему упражнения сама, я хотя бы знаю, для чего они нужны.

К концу 6-го класса сын попросился обратно в школу. Он заявил, что не хочет, чтобы мама была «палкой-погонялкой». И тут я согласна: в этом возрасте они уже должны учиться без родительского принуждения. В последующие два года я принципиально отказалась что-либо контролировать, поэтому многие предметы просели, но из-за ковида всех освободили от ОГЭ. 

В 10-м классе сын сказал, что хочет подготовиться к ЕГЭ, а это лучше делать дома. Но ушел он уже не к Битнеру, а на платформу «Интернет-урок», которая хороша тем, что там каждую четверть нужно было сдавать от 5–7 развернутых домашних работ по всем предметам (правда, без прокторинга). Это научило сына, во-первых, регулярно работать, а во-вторых, сдавать работу вовремя. Опоздал загрузить — следующая загрузка платная. Дополнительно Коля ходил на курсы по русскому, а по остальным предметам занимался с репетиторами. Результаты были не такие хорошие, как у Аси, но технарям проще. Со своими баллами он прошел в Московский энергетический институт. Сейчас он помогает мне преподавать онлайн в моем детском математическом кружке.

Младший сын учился заочно в онлайн-школе «Наши Пенаты» с 1-го класса, где на онлайн-уроках было по 50 человек. В такой обстановке малышам работать невозможно, поэтому фактически занималась с ним я. В 5-м классе он пошел в семейную школу, где совершенно счастлив. В прошлом году очное посещение было два раза в неделю, а в этом три. Из обязательных предметов были только русский, математика, история, география, биология, а сейчас к ним добавился литературный клуб, олимпиадная математика и небольшие проекты –– например, сейчас они снимают мультфильм. «Учителей выбираешь сам, тебе их не навязывает школа» Елена Учаева, дочери 18 лет, на заочном обучении в 8-м и 11-м классах:

— Первый раз дочь ушла учиться домой в 8-м классе, но это был скорее подростковый протест. В частной школе ей не очень нравилось, к тому же она всерьез занималась конным спортом, и сейчас она в сборной России. Дочь общалась со сверстницами только во время тренировок, и нас это стало смущать. Все же социум необходим, и мы уговорили ее вернуться в школу. 

Она поступила в лицей МГИМО, куда берут с 9-го по 11-й класс, отучилась два года, а в 11-м классе поняла, что ей некомфортно. Она тяготилась обществом учителей и одноклассников, с которыми не совпадала во взглядах, и снова решила уйти. Я понимала всю меру ответственности, которую ребенок берет на себя: подготовка к ЕГЭ требует постоянного школьного присмотра, а тут придется работать самостоятельно.  

В итоге дочь считает, что поступила правильно. Во-первых, она могла сосредоточиться на профильных предметах: обществознании, английском и русском. Во-вторых, преподавателей она выбирала сама, их не навязывала школа. Маша искала репетиторов, периодически меняла их, а я полностью доверяла ей и не очень погружалась в процесс, тем более что у меня еще двое младших детей.  

На ЕГЭ мы с ней поехали вместе в ту школу, к которой она была прикреплена через платформу «Интернет-урок». Там же она получила аттестат. В итоге со своими баллами по русскому, английскому и обществознанию, а также с успешно сданным на базе обществознания ДВИ, она поступила в МГУ на социологию.