Парадокс: несмотря на то, что профессиональное психологическое сообщество категорически не принимает и клеймит «ненаучные» инструменты, тем не менее тайно или явно многие психологи используют в работе карты таро, астрологию, нумерологию и даже шаманские танцы с бубном. Зачем им это? Отвечают практикующие психологи и психотерапевты.

Действительно, профессиональные ассоциации и разные классические школы едва ли не с презрением относятся к тем коллегам по цеху, кто применяет эзотерику. У обеих сторон — свои аргументы.

Некоторые из наших собеседников согласились открыто признаться в альтернативных методах работы с клиентами. Кто-то захотел остаться инкогнито. «Я только с ними и работаю. Истинно вам говорю, как человек, закончивший и мехмат, и факультет психологии МГУ: психология ближе к эзотерике, чем к науке», — поделилась одна из сторонниц альтернативы.

Кто-то из лагеря противников, наоборот, заявил, что «изгоняет таких коллег осиновым колом» и счастье, что Фрейд уже мертв и не увидит «психоналитика с бубном»

Но, несмотря на спорность и сомнительность эзотерических методов, даже адепты традиционных техник и инструментов признали, что часто «это работает», чему есть вполне рациональное объяснение. Ведь еще Карл Густав Юнг говорил, что «магическое — просто-напросто другое название психологического».

Мы задали психологам, применяющим неканонические методы, три вопроса:

Как эзотерические инструменты помогают им в работе?

Как к этому относятся клиенты и коллеги?

И почему эти методики, несмотря на ненаучность, срабатывают?

«ТАРО — ЭТО АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПУТЬ ГЕРОЯ»

Елена Круглякова, клинический психолог, терапевт, мастер таро

Из практики знаю, что один из самых быстрых способов доступа к бессознательному клиента и пациента лежит через образы и архетипы, для чего успешно использую карты таро. Отношение у коллег всегда разное. Но профессионалы своего дела понимают важность правополушарных техник в нашей работе.

Самая популярная реакция клиентов: «Я в таро не верю. А разложите мне, пожалуйста»

На мой взгляд, это очень эффективный инструмент. Большинство проблем клиента лежит в бессознательном, куда невозможно получить доступ через левополушарную логику, а вот через «правополушарные заходы» — запросто. Плюс таро — это архетипический путь героя, а значит, откроется вход и в коллективное бессознательное. Можно будет вывести клиента на осознание, какой этап пути он проходит и почему попал в кризис.

«РАБОТАЮТ АБСОЛЮТНО ЛЮБЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ТАНЦЫ С БУБНОМ»

Тимур Аминов, телесно-ориентированный терапевт, специалист по психосинтез и эриксоновскому гипнозу

Я ассоциирую себя с автомехаником: ко мне приезжает машина, а я знаю типовые поломки. Мы прекрасно знаем, почему «ломается» человек, откуда у него неврозы, фобии, травмы. Но мы не всегда знаем, почему он «чинится». Мы не знаем, как работает разговор, как работает психотерапия. Мы никогда не залезем в психику. Поэтому работают абсолютно любые инструменты — даже если это танцы с бубном.

Ко мне однажды пришел клиент, у него на лбу написано: кризис среднего возраста

Пришел не сам, привела жена. Он — человек гор, кавказец, джигит. Для него умный очкарик не авторитет. Я услышал, что он ссылается на шаманов, и понял, что к эзотерике он лоялен. Вскользь на первой сессии упоминаю таро, вижу — он заинтересовался. На второй сессии делаю ему расклад. Рассказываю про прошлое, настоящее, будущее. И все — он уже абсолютно мне доверяет. И дальше мы работаем в привычной психотерапии. Но без таро я бы к нему не подобрался.

У человека существуют защиты, когда он прикрывает свои болевые точки. Человек будет сопротивляться трансформации. Работа с сопротивлением — огромный пласт в терапии. Как только я начинаю ковырять механизм выживания, который спасал человека столько времени, его бессознательное включает сопротивление. И мне нужно как-то неявно начать изменять. Неявно обходить сопротивление как раз и помогают карты таро.

«ПРИ ПОМОЩИ АСТРОЛОГИЧЕСКОГО СИМВОЛИЗМА ИЩЕМ И НАХОДИМ ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ СОБЫТИЙ»

Наталья Косторных, психолог, астролог

Я не просто использую астрологию в качестве инструмента психолога, а скорее психологию использую в качестве инструмента астролога. Когда только начинала консультировать как астролог, поняла, что мне необходимо получить психологическое образование для того, чтобы научиться не брать на себя психические состояния клиента, а перерабатывать и контейнировать их. Ведь невозможно помочь человеку, находясь в одном психологическом состоянии с ним. Без навыков и теории психологического консультирования в моей работе с людьми делать нечего. И во мне эти два метода помощи не конфликтуют.

Практически все, как один, коллеги-психологи, с которыми меня сводила жизнь, узнавав, что я еще и астролог, немного смущались, но со временем это смущение перерастало в интерес. Дело в том, что психологи очень умные и любопытные люди, это один из неотъемлемых критериев профессии.

Многие из коллег сами стали моими клиентами или направляют ко мне на астроконсультации своих клиентов

Как это работает у меня? На сессиях мы с клиентом при помощи астрологического символизма ищем и находим отправные точки событий и циклов его жизни и подробно изучаем различные их взаимосвязи. Ведь циклы бесконечно повторяются (паттерны движения Луны, Земли и других планет). Думаю, что у Юнга именно такой паттерн движения и назван процессом индивидуации. Его суть в том, что каждый человек, русло реки или государство станет тем, что в нем заложено потенциально так называемым Вселенским замыслом.

Часто даже у абсолютно здоровой психики на каких-то уровнях происходит дисбаланс. Человек начинает разрушаться изнутри, не понимая, что с ним происходит. Как будто в какой-то момент в этом лабиринте жизни он выбрал не ту дорогу. В психологии это можно сравнить с деструктивными когнитивными фильтрами. Здесь задача астролога — достать эти «фильтры», вывести из автоматизма или из сферы непонятного, фантастического невезения в сферу осознанности.

«АСТРОЛОГИЯ НЕ ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, ОНА — НАВИГАТОР»

Ирина Миллер, астролог, психолог-консультант

Пущу сразу в ход тяжелую артиллерию. Юнг пользовался астрологией как диагностикой для определения психических особенностей, в том числе отклонений. Его теория архетипов и синхронизации — не что иное, как — на языке астрологии — влияние планетарных и зодиакальных энергий и тождественность процессов микро- и макрокосмоса.

Не говоря уже о коллективном и индивидуальном бессознательном, которое описывается сферами индивидуального гороскопа

В психологии я отталкиваюсь от астрологии. Сейчас начинаю соединять трансгенерационный анализ на основе карт нескольких поколений, семейные констелляции (взаимное расположение и взаимодействие различных факторов, стечение обстоятельств). Затем на основе анализа (как левополушарного, так и правополушарного) начинается психологическое консультирование.

Это работает, потому что в человеческую психику бесконечное количество ходов. Астрология — строгая вещь (забудем при этом вульгарное и примитивное деление всего человечества на 12 типов), и конкретная карта рассказывает многое о человеке. Астрология не предсказывает, как почему-то думают многие. Она — навигатор. А дальше — дело работы над собой, с психологом или без.

«ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТОЖЕ БУДУТ ИЗУЧЕНЫ СО ВРЕМЕНЕМ»

Глория Мур, экзистенциально-гуманистический психотерапевт Я практикую 12 лет, поклонница Юнга и его теории. Карты таро помогают справиться со случаями, когда клиент находится в затруднительном положении, не знает, какой сделать выбор, какую стратегию поведения предпочесть. Как психолог я не имею права говорить, что нужно делать. Как таролог могу разложить карты, рассказать, как обстоят дела и какая модель поведения будет самой эффективной.

Мои клиенты относятся к этому по-разному: кто-то на «ура», кто-то с подозрением. Но еще ни разу никто не сказал, что это ерунда

Карты, благодаря их связи с архетипичным мышлением, всегда показывают истинное положение вещей, помогают показать какие-то подсознательные мотивы, которые клиент, возможно, не желает признавать логически. Коллеги, воспитанные на классике и склонные к научному мышлению, относятся к этому крайне негативно, что, впрочем, не мешает некоторым из них приходить ко мне на расклады таро. Мы же знаем, что атеистами бывают до первой встряски в самолете. Думаю, что мы просто не все пока знаем о психике человека и устройстве мира.

Когда-то и обычная психология могла показаться магией. Психолога сочли бы чародеем, расскажи он с первого взгляда незнакомому человеку о его характере, склонностях и предпочтениях. А ведь любой хороший психолог сегодня может сделать это даже по фотографии. И это никого не удивляет. Думаю, что эзотерические инструменты тоже будут изучены со временем, и их символическая связь с подсознанием человека будет раскрыта. А мы, психологи-эзотерики, как любые первопроходцы, пока потерпим нападки ученых коллег и наберемся опыта.

«ВСЕ ПСИХОЛОГИ НЕМНОГО ЭКСТРАСЕНСЫ»

Екатерина, психотерапевт-сексолог, психолог семейных отношений, эриксоновский гипноз

Работаю с таро, Оракулом Ленорман, древнекитайской Книгой Перемен (И-цзин) на протяжении 12 лет. На старте моего увлечения психологией у меня также возникал вопрос: а есть ли связь между психологией и магией, эзотерикой? Это взаимоисключающие вещи? Или это две стороны одной медали? Не все клиенты готовы идти к психологу: у нас еще силен стереотип «психологи лечат психбольных». Но они готовы идти к тарологу.

Мои клиенты в итоге все равно получают на выходе психологическую консультацию. Карты и Книга снимают защитный барьер, люди начинают раскрываться, понимать суть своих запросов. Я прошу перед визитом ко мне написать список вопросов, которые они хотят задать картам. Подумав пару дней, переписав его несколько раз, клиенты получают четкий список запросов, с которыми я начинаю работать.

Честно говоря, чем больше познаю эриксоновскую психотерапию, тем больше убеждаюсь, что это магия

Все психологи немного экстрасенсы. Если ты не чувствуешь людей, на мой взгляд, профессия просто не пойдет. Как-то профессор, у которого я училась, обсуждая экстрасенсорные способности, рассказал нам: существует теория, согласно которой люди, получившие серьезную психологическую травму, приобретают такое преломление психики, которое позволяет видеть, слышать, чувствовать вещи, недоступные условно здоровым. Я бы с ним согласилась. Безусловно, тут очень тонкая грань между повышенной чувствительностью и шизофренией, и есть вероятность скатиться в патологию, но многим же удается сохранить баланс.

«ЭЗОТЕРИКА — О ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ, ЧЕМ ЗЕМНОЕ ВИДИМОЕ И ОБЩЕПРИЗНАННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ»

Светлана Фоломешкина, бакалавр богословия, аналитический психолог, игропрактик, гид по Синаю

Я погружалась в психологию со стороны аналитической психологии Юнга. Много общаюсь с коллегами и хорошо знаю аналитическое сообщество. Карты таро у нас даже преподаются, как метод и как практика. У классических психологов и «классических» клиентов это считается эзотерикой. Я нахожу, что у всех разные границы того пространства, внутри которого люди работают, мыслят, видят мир.

Эзотерика — о чем-то большем, чем земное видимое и общепризнанное психологическое. И у каждого мастера свои размеры этого пространства

Я еще добавляю и богословское видение. Чтобы это не было какой-то безумной, никому непонятной магической эзотерикой, надо просто связать эти знания с обычной жизнью и событиями. Клиента посвящать во всю картину необязательно. Я смотрю обычно на его уровень и возможности восприятия. Такие инструменты, как карты, использую в другом формате — в психологических играх. Работа та же, а люди относятся к этому легче, раз игра.