Я не живу в России, не собираюсь там делать бизнес и не имею подчиненных. Я довольно плохо разбираюсь в настольных играх, хотя время от времени играю в Руммикуб и Сет с мужем (и изредка - вспоминаю юность с коллекционными карточными играми). Одним словом - я ни разу не целевая аудитория книги, написанной руководителями Мосигры. Просто я уже давно и с удовольствием читаю посты Сергея Абдульманова в официальном блоге компании на Хабрахабре. Когда у человека талант рассказчика, одновременно приятно узнавать и про механику новых игр, и про интерфейсы в реальном мире. И, как правильно говорит psilonsk, книги мы читаем прежде всего ради интересных историй.

“Бизнес как игра” - это концентрированный опыт основателей Мосигры. Инвесторы, налоги, финансы; как выбрать помещение и сотрудников, как разложить товар, как распределить рекламный бюджет. Все максимально кратко и по делу - редкая глава превышала две страницы на экране моего смартфона. И - не поверите - по степени увлекательности это было сравнимо с залихватским детективом.

***

...Рассмотрим, например, помещение. 500 тысяч рублей в месяц. Классное, крутое. Но мы знаем, что выше 250 тысяч за него платить не можем. Поэтому отвечаем на предложение: мужики, давайте мы дадим вам 250 и заедем завтра. А те и рады: давайте, но если вдруг что – вы в течение недели съезжаете. Потому что хорошо иметь арендатора, который платит хоть что-то, когда вообще никого нет.

Повесили вывеску, а сверху – «помещение сдается». И просидели так год. Помещение все сдавалось и сдавалось. А потом вся улица встала и сходила на хрен. Потому что доллар прыгнул, а все договоры были в «убитых енотах».

Правда, была на этой улице пара арендаторов, плативших строго в рублях. Конечно, мы оказались среди них. А объявление про аренду собственник теперь снял – ему же не хочется, чтобы такой выгодный и постоянный клиент вдруг съехал.

***

Полностью соблюдать законодательство по кадрам – жуткий геморрой. Если речь идет об одном магазине или небольшой компании – надо отдавать на аутсорс (обычно к тому же, кто занимается бухгалтерией). Если же в компании вдруг стало больше 50 человек, нужен кадровик.

Кадровик – тот, кто следит за бумагой, а не за людьми. Все без исключения собеседования проводятся руководителями отделов, но никак не кадровиком. В больших компаниях есть особый вид квеста – «Пройди долбанашку». У вас его быть не должно, а кадровик обязан быть не только дитем дьявола, но и очень полезным добрым сотрудником.

***

...С другой стороны, когда вы отсмотрите первые 50 помещений, появится очень ценное ощущение. Прямо на месте вас будет настигать внезапная мысль, что нужно брать без вариантов, нравится. Мы называем это волнующее интуитивное чувство жоп-филингом. Прислушайтесь к нему, оно еще не раз спасет ваши деньги. Если жоп-филинг говорит вам, что место хорошее, и вы ему доверяете (50 помещений отсмотрено) не уходите, пока не договоритесь. Это удача. Белый конь.

Главный принцип книги - и Мосигры - формулируется так: много здравого смысла и капелька безумия. Первое - для организации хаоса в систему, второе - для радости. В чем-то методы работы компании пересекаются с подходом, описанным в руководстве Рикардо Семлера “Выходные всю неделю” и помноженным на российскую действительность: последний фактор изрядно способствует развитию гибкости, цепкости и умения решать задачи нестандартно.

Харизма автора, кстати, сваливается на читателя с первой страницы - и пребывает с ним до последней. И это не в плохом смысле, а в самом положительном: именно за такую жизненную силу, обаяние и иронию я люблю произведения Олега Дивова. В рассказе о создании книги Сергей Абдульманов пишет, что корректор издательства чересчур сгладил некоторые обороты - жаль, могли бы и оставить (хотя тональность текста совершенно не МИФовская).

Итого: если вы руководите бизнесом, особенно в России, вам стоит хотя бы заглянуть в книгу, она быстро читается и хорошо запоминается. Иногда в ней приведены конкретные инструменты и цифры, иногда - общие принципы, подсказывающие выбор направления. Но, в любом случае, чтение принесет массу положительных эмоций и возродит искреннюю веру в здравый смысл, который так редко нынче встречается.

Раньше вся реклама отвлекала внимание. Лежите вы на диване, смотрите фильм, а тут – Р-Р-РАЗ! – «Ж-ж-жилет, лучше для мужчины нет». И куда деться от этого жилета? А теперь можно смотреть фильм без рекламы. От нее легко убежать. И она теряет эффективность.

И конечно, за счет этого набирает эффективность нулевой момент. Это заранее подготовленная рекламная информация, которую ваш клиент сам найдет, сам прочтет и сам запихает в свою голову. Ну, например, вы сейчас как раз этим занимаетесь.

Спасибо.