“Книга года по мнению New York Times, Esquire, Washington Post и Publishers Weekly”, “лучшая семейная сага со времени выхода “Поправок” Джонатана Франзена” (Entertainment Weekly), “мировой бестселлер” - все это написано в аннотации к роману вместо одной единственной фразы: не читайте его в ноябре, вам будет еще тоскливее, чем обычно. Впрочем, не хотелось бы отпугнуть этой фразой потенциальных читателей. Да, безысходность бытия главной героини выматывает, да, ее мечта - окончательно выбраться из трясины бедности - не спешит осуществляться, но, на мой взгляд, произведение стоит того, чтобы его прожить.

Эйлин Тумулти всю жизнь стремится к намеченной цели - ее амбиций хватает на двоих вместе с мужем. Не притрагиваться к алкоголю. Вылезти из нищеты. Переехать в хороший район. Купить приличную мебель. Сделать все и-де-аль-но - узнайте в этом себя, кому не хотелось схожего? И она кое-чего добивается: становится медсестрой, выходит замуж, рожает ребенка. Бейсбол, бутерброды с арахисовым маслом и вареньем, школьные дискуссионные клубы включены в детально прописанную картину американской жизни.

Мечта становится недостижимой, когда у ее мужа, Эда, обнаруживают раннюю болезнь Альцгеймера. Очень часто в книгах описывается развитие ума и характера героя, но я не припомню такой детально проработанной картины деградации человеческого мозга. Это страшно, это выматывает, и это подходящее чтение для тех, кто в глубине души боится когда-нибудь превратиться в такую же руину. Потому что на фоне Американской Мечты, Которая Не Исполнилась, встречаются невыносимо яркие и берущие за душу проблески хорошего. Контраст так поразителен, что ради этих мгновений стоит мучиться и упорно вчитываться в книгу.

Когда меня не станет, слушай мысленно мой голос. Когда будет особенно тяжело, особенно безнадежно, когда останешься совсем один. Когда покажется, что жизнь слишком жестока и в ней очень мало любви. Когда покажется, что ты кругом проиграл, все бессмысленно и уже невозможно держаться. Тогда возьми у меня силу. Вспомни, как я тебя любил, как я жил для тебя. Когда кажется, что мир полон гигантов, а ты рядом с ними — карлик и нет сил головы поднять, вспомни — мы живем не только ради достижений. Просто быть хорошим человеком тоже кое-чего стоит. Не может это быть совсем ни к чему, когда человек поступает правильно.

Я сейчас начинаю свой забег, один против всех. На финише не ждет лавровый венок, и никто не объявит победителя. Моя награда — прощание с этой жизнью.

Помни всегда мой голос.

Любимый мой мальчик, ты для меня дороже всего на свете.

Реалистичным - иногда в довольно изматывающей степени - роман делает то, что в нем не стесняясь говорят про деньги. По словам автора, эта тема - одно из табу в американских реалиях, так что рассказ о финансовой жизни семьи, попавшей в сложные обстоятельства, может быть более интимен, чем описание их отношений в постели. Поэтому писателю пришлось проделать немалую работу в плане сбора материала: исследовать условия медицинского страхования, а также механизмы страховок Medicare и Medicaid за последние несколько десятков лет, изучить историю развития лекарств для лечения Альцгеймера, углубиться в симптомы болезни.

Почему Мэтью Томас выбрал такую тяжелую и грустную тему для книги? Частично ответ на этот вопрос содержится в истории его семьи. Мать автора также выросла в ирландском квартале Нью-Йорка и работала медсестрой, отец умер от раннего Альцгеймера в 62 года после десятка мучительных лет. В интервью писатель поясняет: он хотел, чтобы роман принес читателю утешение в трудной для него ситуации и дал ему возможность почувствовать себя менее одиноким. Чтобы прочитавший произведение обрел надежду перед лицом отчаяния и поверил, что можно сохранить достоинство в обстоятельствах, которые по своей сути этого не предполагают.

Анастасия Завозова не так давно писала обзор семейных саг, и книга Мэтью Томаса вошла туда с краткой характеристикой “можно пропустить без зазрения совести”. Я бы не была так категорична - десять лет авторского труда над произведением не прошли даром - но роман действительно на любителя: нужно всерьез интересоваться либо семейными сагами, либо бытом Америки второй половины прошлого века, либо жизнью с тяжелобольным человеком, чтобы за нее взяться.