Дебютный роман Мартена Пажа «Как я стал идиотом» был опубликован в 2001-м году, и до сих пор его популярность не падает. Он стал манифестом, своеобразной библией для молодых французских интеллигентов — эта книга подарила им индульгенцию, объяснив трагедию сегодняшнего интеллектуала.

По мысли Пажа, эта трагедия заключается в том, что интеллект сегодня становится рудиментом, препятствием на пути к социализации и успеху. Главный герой «Как я стал идиотом» Антуан — молодой человек, обожающий учиться. Он прослушал множество весьма экзотичных и не имеющих практической ценности курсов, получил образование, которое оказалось неприменимым на современном рынке. В итоге после окончания учебы он вынужден перебиваться репетиторством и чтением курсов, буквально голодая. В определенный момент Антуан понимает, что жизнь для него была бы проще, если бы он смог стать глупым. Начав принимать мощные транквилизаторы, он подавляет свой интеллект и становится успешным трейдером, быстро сколачивая состояние только благодаря тому, что ему удалось искусственно поглупеть.

Этот сюжет очень понравился французской рефлексирующей молодежи. Более того, книга оказалась популярной и за пределами Франции. Паж абсолютно серьезно объявляет интеллект помехой успеху, высмеивая «мещанские» ценности. В итоге читатель оказывается перед выбором: оставаться интеллектуалом, признав бесплотность, ненужность и даже вред попыток добиться успеха, или же принести разум в жертву, начав жить «как все».

Проблема романа в том, что второй вариант — фальшивка. Альтернатива заключается не в идиотизме в угоду мещанским устремлениям, а в необходимости признать, что интеллект нуждается в дополнениях — практическом мышлении, умении общаться с людьми, готовности работать над собой на самом деле, не подменяя настоящее развитие приятными, но бесполезными хобби.

«Как я стал идиотом» имеет и сильные стороны — книга написана ярким и образным языком, она удивительно кинематографична. Автор искусно рисует перед читателем каждую сцену, предлагает живые и остроумные диалоги, грамотно строит сюжет. Однако все эти достоинства становятся недостатками, если вспомнить о ключевой идее книги — попытках оправдать интеллектуальность без практического применения. С учетом этих попыток яркое повествование выглядит приманкой, используемой только для того, чтобы донести до читателя ложную, заведомо искаженную истину.