Новый роман Захара Прилепина «Обитель», опубликованный в 2014-м году, сразу же после издания стал предметом множества споров. Их тема — взгляд автора на советское прошлое страны и, в частности, на лагерную жизнь. Многие читатели назвали книгу «заказной», написанной с целью очернить, выставить в неприглядном свете советскую власть. Это, впрочем, только подогрело интерес к «Обители», которая теперь имеет все шансы на то, чтобы стать самой популярной книгой у Прилепина.

Оценивать историческую достоверность авторского взгляда мы не будем, тем более, что сам Прилепин утверждает, что тема лагерей для него является «наследственной» — его прадед провел три года в Соловецком лагере. Более интересными являются литературные достоинства и недостатки романа. Прилепин предлагает вниманию читателей очередной образец прямолинейной до грубости, «жизненной» прозы, которая на сей раз приобретает некие новые черты.

Начать стоит с того, что «Обитель» Прилепин писал около трех лет. Книга весьма объемна и охватывает целый пласт информации — не только исторического, но и философского, а также психологического характера. Выбор места действия очень удачен — Соловки становятся обителью для множества самых разных людей, от представителей интеллигенции до прожженных уголовников. Этот фон — не просто декорации, это самостоятельный мир со своими законами, своей иерархией, строго определенными обычаями.

Главный герой Прилепина попадает в Соловки. Поначалу с ним почти ничего не происходит, однако вскоре темп событий ускоряется, действие набирает ход, приобретая мощную динамику ближе к финалу. Артем, заключенный лагеря, ставший центральным персонажем «Обители» — это типичный «прилепинский» герой. Удачливый, несгибаемый, ловко лавирующий между противоборствующими сторонами, он умудряется поступать по своему, избегая расправы как со стороны лагерного начальства, так и со стороны заключенных.

Прилепин добавляет сюда любовную линию, и она привносит в повествование дополнительную остроту, ведь Артем начинает роман с любовницей начальника лагеря, чекисткой Галиной. Герой совершает множество подобных ошибок, однако почти все они не приносят сколько-нибудь серьезных последствий.

Линия главного героя вписана в сложное сплетение судеб и характеров. У Артема есть возможность не только действовать, но и расти морально — вместе с ним здесь находятся интеллигенты и священнослужители, присутствие которых накладывает определенный отпечаток как на саму лагерную жизнь, так и на личность главного героя. При этом роман написан без излишнего в данном случае романтизма — это грубая проза, которая дает почти физическое ощущение существования в лагере. Прилепин щедро использует мрачные тона, как всегда, не чурается физиологии, описывает реальность, в которой находится Артем, очень реалистично.

Роману «Обитель» сложно давать однозначные оценки. Это — еще один взгляд на наше прошлое, и взгляд этот весьма мрачен. С другой стороны, Прилепин пишет честно (или, по крайней мере, с претензией на честность), и это привлекает внимание. «Обитель» можно рекомендовать тем, кто уже знаком с творчеством Прилепина и положительно оценивает его — этой группе читателей роман, несомненно, понравится.