В 2013-м году Борис Акунин начал работу над новым циклом книг «История Российского государства». Писатель заявил, что на сей раз сконцентрируется на фактологии, детально прописав ключевые исторические события, начиная со времен Древней Руси. Предполагается, что каждая часть цикла будет состоять из двух книг — фактологического описания исторических событий и «книги-иллюстрации», которая будет совмещать события фактические и вымышленные. Первая такая «иллюстрация» уже издана и получила название «Огненный перст».

В составе книги — три повести, «Огненный перст», «Плевок дьявола» и «Князь Клюква». Первая повесть рассказывает о византийском лазутчике, жизнь которого похожа на бондиаду. В середине IX-го века он имеет в своем распоряжении двух биороботов, пользуется восточными единоборствами, имеет глубокие познания в фармакологии, а его арсенал подручных средств по тем временам выглядит просто фантастическим: тут и арбалет, и оптическая труба, и многое другое.

«Огненный перст» рассказывает о том, как лазутчик пытается работать на Византию, но оказывается перевербованным и в конечном итоге погибает. История выглядит абсолютно фантастической, на читателя обрушивается калейдоскоп терминов, событий, персонажей — даже в малом формате Акунин работает, не скупясь на детали. И довольно скоро начинает ощущаться ирония — автор создает гротескную картину, псевдоисторичность, подхлестывая желание читателя узнать, как все было на самом деле.

При этом Акунину удается удержаться на тонкой грани, сохранить повествование пародийным, не переборщив с вымыслом и сюрреальностью описываемого. То же можно сказать и об остальных двух повестях цикла — они написаны в том же ключе, изобилуют теми же гротескными деталями и вместе с тем сохраняют «правильное» настроение, не выглядят перенасыщенными сюром.

Оценивая первые две книги цикла — историческую часть «От истоков до монгольского нашествия» и часть художественную «Огненный перст», можно говорить о том, что и замысел цикла, и его реализация очень удачны. В «художественной» части Акунин явно играет на своем поле: он уже привык выстраивать вымысел в реальных исторических декорациях. Повести читаются легко, и могут понравиться не только взрослой аудитории: обилие фантастических деталей, вымысла, действия, необычных персонажей, скорее всего, привлечет и внимание подростков. В этом случае отсылки к реальным фактам и исторический фон будут вдвойне полезными, ведь знаний по истории много не бывает.