«Нью-Йоркская трилогия» Пола Остера была написана почти тридцать лет назад — впервые она была опубликована в 1987-м году. Эта книга является одной из самых ярких у автора, бесспорный бестселлер, она до сих пор удерживает внимание читателя.

Под обложкой «Нью-Йоркской трилогии» — три повести, на первый взгляд не связанных друг с другом. Одна из них рассказывает о писателе, мгновенно превратившемся в сыщика. Другая — о детективе, который нанят для поисков некой загадочной персоны. Третья — о неизвестном, который решает примерить на себя маску писателя, пропавшего без вести и оставившего не только карьеру, но и семью.

Что является общим в этих трех повестях? Все три новеллы написаны в детективном жанре, имеют мрачную атмосферу и сюжет, который практически не развивается. Несмотря на это трилогия легко читается — ее можно «проглотить» буквально за пару дней. Секрет прост — из трех этих историй Остер создает нечто единое, пограничное между личностью и ощущением. Мотив одиночества, детективный нуар, инертность сюжета и атмосфера Нью-Йорка, предстающего перед читателем в мрачном обличье — автор приоткрывает завесу, за которой прячется сумасшествие, граничащее с гениальностью.

«Нью-Йоркскую трилогию» относят к жанру пост-модернизма, и это один из самых ярких его представителей в литературе. Детективные загадки, лежащие на поверхности, скрывают гораздо более мрачные тайны — самые темные черты человеческой личности раскрываются в этих новеллах постепенно, так, чтобы их появление не становилось шоком для читателя, чтобы он успел как следует разглядеть и осмыслить их.

Пол Остер создает одновременно пугающую и завораживающую картину. Три повести под одной обложкой складываются в неспешное размышление, затрагивающее темы одиночества, оторванности от общества и привязанности к нему, выбора своего пути и попыток свернуть с дороги, воспользовавшись наспех надетой маской. К маскировке прибегает даже сам автор: представляя «Нью-Йоркскую трилогию» как детектив, на самом деле он предлагает читателю пост-модернистский роман.

«Нью-Йоркская трилогия» вполне соответствует духу своего времени: она напоминает другой шедевр, правда, из области кинематографии — сериал «Твин Пикс», в котором господствуют примерно те же настроения и мысли. Преимущество же книги Пола Остра заключается в том, что она менее однозначна в сравнении с фильмом — читатель получает возможность самостоятельно расставлять акценты, рисовать свою собственную картину и выносить свое суждение об этой истории, рассказанной в трех разных сюжетах.