В мировой фантастике сборник рассказов «Я, робот» считается одним из главных произведений — эта книга в значительной мере сформировала наше представление о роботах и роботехнике, определила законы жанра, задала тон дальнейшему развитию целого ряда литературных течений. Айзек Азимов опубликовал «Я, робот» в 1950-м году, и до сих пор этот сборник входит в число лучших представителей жанра. Книга имела большое значение и для самого Азимова: она стала толчком для создания автором целого ряда крупных произведений.

Всего в сборник вошло 9 рассказов, написанных в период с 1940-го по 1950-й годы. Все они посвящены роботам, а также их взаимоотношениям с человеком: Азимов вводит понятие «робопсихологии», устанавливает «Три закона роботехники», описывает целый ряд ситуаций, в которых сталкиваются логика робота и разум человека. Все рассказы объединены общим персонажем и одной и той же идеей. Они представлены в качестве воспоминаний бывшей сотрудницы корпорации, производящей роботов. Эта сотрудница занимала должность штатного робопсихолога, что делает ее неоценимым источником информации о логике, алгоритмах поведениях роботов, а также казусах, происходивших с ними.

Азимов подчиняет повествование строгой логике: созданная им реальность является продуманной и логичной, он рисует перед читателем картину мира будущего, где использование роботов осуществляется в определенных рамках, а жизнь человека серьезно поменялась. Недавно закончившаяся мировая война, колонизированная Солнечная система, изобретенный позитронный мозг и гипердвигатель — все это открывает новые горизонты перед человечеством и в то же время требует особого внимания к урокам прошлого.

Азимов затрагивает целый ряд вопросов: от социологии и политики до психологии, создавая объемную, реалистичную, подробную картину мира, в котором роботы становятся первыми помощниками человека.

Сборник рассказов «Я, робот» выдержал множество переизданий и до сих пор остается настольной книгой у многих поклонников научной фантастики. Некоторые рассказы сборника экранизировались в виде телевизионных постановок, отдельные моменты использовались при создании целого ряда музыкальных и литературных произведений других авторов. Сегодня знакомство с этим сборником оказывается не менее интересным, чем полвека назад: взгляд Азимова на роботехнику не устаревает, а реальность, созданная им, продолжает привлекать читателей во всем мире.