Ирвин Ялом в своих книгах рассказывает о профессиональной деятельности психотерапевтов. Я решила для пробы почитать сборник новелл, где он описывает десятерых пациентов, пришедших к нему с разными проблемами: как они вели себя, как справлялись с задачами, которые доктор перед ними ставил, как закончили лечение. Автор обладает явным литературным даром: некоторые места в рассказах я переживала так ярко, будто сама была врачом или больным, хотя не все проблемы были мне близки. Ялом описывает каждый случай, “пропуская сквозь душу”, и чувствуется, что он действительно заинтересован в улучшениях.

Автор занимается экзистенциальной психотерапией - я прежде не сталкивалась с этим подходом и не знала, что он собой представляет, поэтому было интересно читать про работу Ялома: он рассматривает жизнь человека во всей его полноте, включая окружение и связи с внешним миром. Также достаточно много внимания уделяется страху смерти и снам пациента. Я, честно говоря, всегда считала толкование сновидений в рамках психологии шарлатанством, потому что для меня непонятна их проекция на реальную жизнь. Теперь я несколько поумерила свой скепсис и готова признать, что во время курса психотерапии сны могут помочь лучше понять состояние пациента.

Иногда страх смерти рассматривается как нечто универсальное и тривиальное. Кто, в конце концов, не знает о собственной смерти и не боится ее? Но одно дело – знать о смерти вообще и совсем другое – ощущать смерть каждой клеточкой своего тела. Такое осознание смерти возникает редко, иногда только один или два раза в жизни, и этот ужас Марвин испытывал ночь за ночью.

Против своего страха у него не было даже самой распространенной защиты: не имея детей, он не мог успокоить себя иллюзией бессмертия через потомство; у него не было твердых религиозных убеждений – веры ни в сохранение сознания в загробной жизни, ни во всемогущее защищающее божество; не испытывал он и удовлетворения от самореализации в жизни. (Как правило, чем меньше у человека чувство, что он достиг чего-то в жизни, тем больше у него страх смерти.) Хуже всего то, что Марвин не предвидел никакого конца этому страху. Образ сновидения был четким: демоны вырвались наружу, и он не мог избавиться от них, захлопнув дверь, так как она не закрывалась.

Итак, мы с Марвином достигли решающего пункта, к которому неизбежно приводит полное осознание. Это время, когда человек оказывается у края пропасти и решает, как ему противостоять безжалостным жизненным фактам: смерти, одиночеству, отсутствию твердой основы и смысла. Разумеется, решения нет. Выбор возможен лишь между различными позициями: быть «решительным», или «вовлеченным», или бросить «мужественный вызов», или стоически принимать ситуацию, или отказаться от рациональности и довериться Божественному провидению.

Кое-что из новелл я примеряла на себя: в “Двух улыбках” Ялом пишет, как различается восприятие одного и того же события разными людьми, присутствующими при этом событии - чрезвычайно интересные рассуждения об искажающих призмах, которые заставляют нас “фильтровать” то, что мы видим. И он приводит настолько впечатляющие результаты эксперимента, что просто диву даешься, как могут отличаться точки зрения трех людей.

Первый шаг на пути к решению проблемы - это ясная и четкая ее формулировка. Ирвин Ялом как раз и занимается тем, что ставит пациентов лицом к лицу с их страхами и уверенно направляет к исцелению. Поэтому его книга будет полезна не только тем, кто хочет психологической поддержки в своих проблемах (а там круг вопросов достаточно широк). Она также заставит каждого прочитавшего остановиться, посмотреть вокруг и подумать: а нет ли у меня чего-то такого, чего я боюсь и что тяготит меня? А то ли я делаю? А может, и мне пора измениться?..