Из названия книги сразу ясен ее финал. Читатель следит за повествованием, заранее зная, что в конце девочка Хадижа станет смертницей Хадижей - и эта неотвратимость угнетает. Но одновременно название пробуждает болезненный интерес: ну что, как оно происходит?

Как можно заставить женщину стать живой бомбой, через что она должна пройти, что творится в ее голове? Марина Ахмедова пытается дать ответы на эти вопросы.

Можно много сказать о том, какая это остросоциальная книга, какие проблемы она поднимает, и развести полемику на несколько страниц, но я предпочту рассказать о личном впечатлении, не затрагивая национальные вопросы. Произведение показалось мне несколько странным в одном аспекте. В нем образование героини не соответствует ее языку: по сюжету она не то чтобы неграмотная, но, скорее, неразвитая в литературном плане (потому что ей разрешали читать только Коран). При этом ее дневник, конечно, не изобилует сложными языковыми конструкциями, однако уровень письма явно достаточно высок. Но это единственная придирка: зато в книге ярко показано то, как сельская девочка ощущает мир вокруг себя, в какую парадигму она вписана. Купили новую одежду, прошлась в ней до родника набрать воды - хорошо, все кругом завидуют. Приехала родственница и увезла к себе в город - теперь она выше деревенских, ей найдут жениха получше и побогаче. Очень многое завязано на деньги, на иерархию внутри общества, и такое необычно для меня, привыкшей к более-менее европейскому взгляду на жизнь.

...Оказывается, Сакина — дочка большого прокурора. Многие банкетные залы и рестораны принадлежат им. И не только здесь. Говорят, у них еще много чего за границей. А я кто? Племянница богатой тети. Хотя если сравнивать дядю Вагаба с отцом Сакины, дядя Вагаб — никто. А я по сравнению с Сакиной нищенка, у которой есть одна только норковая шуба. Больше мне в приданое ничего не дадут. И если Махач стал бы выбирать между мной и ей, то зачем ему одна шуба?

Тетя говорит, самое главное — иметь недвижимость, если будет недвижимость, все остальное тоже будет. У нас на курсе есть одна — Елена. У нее отец отсюда, а мать — русская. Отец с ними не живет. У нее недавно умерла бабушка, и она заставила мать продать бабушкину квартиру, чтобы купить норковую шубу. Ее соседка рассказывала матери одной нашей однокурсницы, что эта Елена так на мать кричала, что не будет ходить оборванная на занятия, что весь дом слышал. Клянусь, какая глупая дура. Когда она пришла в этой шубе, все еще в кожанках ходили, потому что было тепло. Говорили — ей не терпится свою шубу показать. А потом, когда та однокурсница разнесла про их проданную квартиру, ее стали каждый день подкалывать. Своими глазами я видела, как она плакала в туалете. Она что, думала, наденет шубу — и все парни ее? Так не бывает. Недвижимость нужна.

Если честно, меня поразила примитивность человеческих чувств, которые я постоянно видела глазами героини. Зависть, зависть, еще раз зависть, ложь, выставление напоказ богатства, постоянные сплетни. Мне показалось это утрированным. Писательница, кстати, не называет села в Дагестане, откуда Хадижа родом, пытаясь, видимо, таким образом сделать ее деревню типичной. Насколько ей это удалось, я не могу оценить полностью, но определенное ощущение чужого мира присутствует.

Книга к концу становится тяжелее и тяжелее, поэтому очень впечатлительным дамам я бы не ее советовала. Она будет интересна тем, кто хочет узнать о дагестанской действительности с точки зрения российского репортера (Марина Ахмедова - журналист по профессии). Возможно, ее будет полезно прочитать просто для расширения кругозора и мыслей о том, в какой парадигме живешь ты.