«У всех, кто живет в России, есть бесценное сокровище, которое нам оставили в наследство. Это русская литература. Скажите, пожалуйста, на каком основании группа чиновников лишает законных наследников этого наследства?» – проблемой будущего литературы в школьной программе обеспокоена Наталья Солженицына, вдова великого писателя XX века.
Действительно, проблема такая существует: количество часов на уроки литературы резко сократились, мало того, планируют объединить русский язык и русскую литературу в единый предмет под названием «словесность».
На встрече с президентом Наталья Дмитриевна затронула эту острую тему, но результатом их разговора она осталась недовольна: «Я не знаю, услышал ли он меня. Он сказал: «Знаете, не должен я сверху просто вот вернуть литературу в школу. Решать должны профессиональные сообщества»…»
Стоит задуматься над его ответом. Кто же, если не лидер государства, президент, сможет лучше помочь нам в настоящей проблеме. А если нет, то на кого же нам стоит опираться? Возможно, кто-то решит, что это вовсе никакая не проблема: «Это всего лишь школьный предмет. О чём речь!».
Позвольте все же не согласиться. Убрав экзамен по литературе из перечня обязательных предметов ЕГЭ, никто из чиновников не задумался о возможных последствиях. А они есть! Многие из современных школьников не могут правильно и грамотно сформулировать свои мысли, они лишены навыков грамотной речи. Где же, если не на уроках литературы, можно освоить это основное умение любого образованного и уважающего себя человека?
Меня сильно взволновала проблема будущего литературы, поэтому я решила узнать мнение других людей, их свежий взгляд по этому поводу. В первую очередь, я опросила своих знакомых, друзей, одноклассников. Каждому задала два вопроса: «Каким должен быть учитель литературы (Так как именно от него зависит, научится ли ученик понимать глубокую литературу, выражать свои мысли, отставить свою точку зрения)?» И «Что бы вы лично хотели бы изучать по школьной программе, а от чего бы отказались, имея такую возможность?»
Анна Репникова, 11 класс, гимназия №3: «Учитель литературы должен общаться с учениками на равных, не тупо задавать вопросы на оценку, а именно беседовать, выслушивать разные точки зрения, спорить с ребятами. Хотела бы изучать побольше современной литературы. Я почти не знаю современных авторов, а может, они в будущем станут классиками».
Евгения Плотникова, 1 курс, АлтГТУ им. Ползунова: «Учитель литературы, наверное, должен быть очень увлеченным своей работой, общением с детьми, и самое главное – он должен по-настоящему любить читать. Хотелось бы изучать больше отечественной литературы, а то мы у Толстого знаем только «Войну и мир», и все. Мы должны уметь писать сочинения, рассказывать перед публикой стихотворения, читать классику. Именно книги формируют в нас личность и индивидуальность».
Ещё интереснее было узнать точку зрения самих учителей литературы. Я попросила их ответить на такие вопросы: «Уроки литературы в школах сократились с пяти часов до двух. Как вы считаете, можно ли за два часа в неделю пройти необходимую школьную программу? Что бы вы в ней изменили? От чего бы отказались? Что особенно ценно в классической литературе? Почему классику в школе изучают больше, чем современную литературу?»
Алекса Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы школы для слабовидящих (г. Рубцовск): «Конечно же, два часа – это слишком мало. И материал проходится по принципу «галопом по Европам». Что можно пройти за два часа? Весь материал – только в ознакомительном порядке, но этого недостаточно, чтобы понять смысл любого произведения. Разве можно успеть за эти часы узнать мнение каждого из детей о прочитанной книге, научить их чему-то важному?
Где, как не на уроке литературы, ученик научится выражать свою точку зрения и сможет поспорить с учителем. В школьную программу нужно добавить больше русской классической литературы, часть зарубежной можно урать. Я бы сдвинула программу 11 класса на 10, так как изучаемая в 11 классе современная литература слишком насыщенна и богата авторами.
Классическая литература никогда не научит плохому, только в ней раскрываются главные проблемы человечества, она воспитывает человека исподволь. Русский народ можно понять, только прочитав русскую классическую литературу».
Селиванова Татьяна Кузьминична, учитель русского языка и литературы лицея (ТФМШ): «Для безнравственного общества литература очень важна. Что бы я хотела изменить? Не знаю. Но хочется отметить, что с отменой экзамена по литературе как обязательного может начаться деградация нравственности человека. Литература – не просто школьный предмет, это организующее начало. Классическая литература полна идей гуманизма. Она освещает жизнь человека, заряжает положительной энергией и вдохновляет его».
В заключение хочется привести афоризм Николая Чернышевского, литературного критика и публициста: «Литература – это учебник жизни», который еще раз подтверждает актуальность проблемы. Стоит задуматься. Хотелось бы вернуть литературе всеобщее уважение и тем самым обеспечить достойное будущее не только ей, но и самим себе.
Алина Перевознова
© Shkolazhizni.ru
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Книги
- →
- Литература - учебник жизни
Книги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат