Книга «Конец веры» увидела в свет в 2004 году, и не случайно держалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» 33 недели. Недавно пережив самую крупную в своей истории террористическую атаку и нанеся ответный удар, Америка лучше хотела понять врага, с которым столкнулась. Точка зрения Сэма Харриса многим пришлась не по вкусу своей радикальностью – но она заслуживает внимания и серьезного анализа.

«Политкорректное» объяснение терроризма звучит примерно так. Ислам – это религия мира, и террором занимаются только отдельные экстремисты. Более того, вину следует возложить не на представителей «угнетенных народов», а на США и Запад в целом – именно они провоцируют террор своей «империалистической политикой». Сэм Харрис подробно объясняет, почему эти идеи не выдерживают критики с точки зрения элементарной логики и морали.

Обсуждение религии находится в США под негласным запретом – как для «правых», так и для «левых» политиков. Но разумно ли это в свете угроз, с которыми мы сталкиваемся? По мнению Сэма Харриса, проблема – не «экстремизм» отдельных фанатиков, а вера как таковая. Иными словами, готовность бездоказательно принимать утверждения, якобы исходящие от «высшего авторитета» и требующие безоговорочного повиновения. И «умеренные» верующие не свободны от ответственности – именно они служат питательной почвой, на которой вызревает религиозный радикализм. Они создают удобную ширму, за которой прячутся радикалы, вынашивая свои идеи.

Религия далеко не безобидна – и тем, кто желает составить об этом свое мнение, книга предоставляет множество фактов и информации для размышления. Пока воины ислама воюют с оружием в руках, правые христиане в США тормозят научные исследования, которые могли бы положить конец страданиям миллионов людей. Религиозные идеи во многом ответственны за то, что гуманитарная помощь странам третьего мира оказывается бесполезной.

Можем ли мы, ради пресловутой «толерантности», мириться с идеологиями и практиками, которые угрожают нашему существованию? Или же стоит признать очевидный факт: не все культуры стоят на одной и той же ступени нравственного развития. Уравнивание цивилизованных людей и варваров, словно явившихся в наше время из четырнадцатого века, рискует обернуться величайшей трагедией. Сторонники разума должны вооружиться осознанием собственной правоты, потому что их сомнения и колебания только будут играть на руки врагу.

В последней части книги, Сэм Харрис особо выделяет духовные и мистические переживания, которые считает не связанными с религией явлениями – поскольку мы можем исследовать их, не обращаясь к догмам и непроверенным утверждениям. Мысль интересная, хотя многим тоже покажется спорной.

«Конец веры» человечеству не грозит – напротив, вера переживает подъем практически по всему миру. Это чревато кризисами, неопределенностью и новыми потрясениями. Возможно, единственное, что можно сделать в этой ситуации – не быть частью проблемы, а частью решения проблемы.