Дивов, кажется, окончательно завязал с фантастикой (что для меня, как для читателя, очень грустно). Его новая книга - про военный конфликт в Южной Осетии, случившийся в августе 2008 года. Он не бывал там, но рассказывает так, будто видел все своими глазами. Итак, представьте себе Цхинвал образца 2009 года, раздолбанные дома, валяющиеся буквально под ногами боеприпасы - и съемочную группу, приехавшую снимать Большое Кино про эту войну. А сопровождает их как раз консультант по дурацким вопросам Миша Клименко: раздолбай, конь в пальто и невероятного обаяния человек. Я сильно полюбила главного героя и от его выдумок искренне ржала - тогда, когда не получалось придушенно хрюкать. И слегка ему позавидовала: просто потому что никогда не умела так хорошо ладить с людьми и иметь такое же шило в заднице.

Миша умел радоваться жизни, да еще как, просто в последнее время заскучал. Наверное, слишком монотонная выдалась зима: работа — дом, работа — дом. И если одинаковые вечера дома только радовали, потому что там была Лена, то одинаковые дни на работе — утомляли. Дурацкая выдалась полоса: раз за разом снимали удручающе стереотипные эпизоды. ОМОН вламывается в квартиру: бах-трах, дверь с петель, бац-бац, всем лежать. Антитеррор ФСБ вламывается в квартиру. Бах-трах, дверь с петель… А теперь ОМОН вламывается в квартиру — весело! Потому что комедия!

Иногда комедии на площадке случались и без режиссерских вводных, но не особо радовали. Однажды Миша поймал себя на том, что мечтает: а вдруг на следующей неделе попросят, чтобы в квартиру вломилась испанская инквизиция, — хоть какое-то разнообразие…

Но сценарии шли одинаковые, словно шнурки. Продюсеры жаловались на кризис идей и «синдром профессионального выгорания» у сценаристов. Режиссеры — на то, что это кризис шаблонных идей, поскольку других никому не надо: если идея по-настоящему оригинальна, она всегда отпугивает продюсеров. Сценаристы уже ни на что не жаловались. Они профессионально выгорели.

Отдельно хочется сказать о матчасти книги. Я ни черта не разбираюсь в званиях, оружии и тактике ведения боя, но уверена, что автор проработал все детали очень тщательно. Ведь его консультант по дурацким вопросам как раз должен был знать назубок такие вещи, следовательно, и писателю пришлось залезть в них по самую макушку. Не знаю, кстати, насколько выдуманы армейские байки, которые встречаются в книге: уж больно складно Дивов умеет врать, доводя ситуацию до гротеска так, чтобы она не теряла реалистичности, но сами по себе истории шикарные.

Сам роман по настроению сильно напоминает “Оружие возмездия”: грубоватый юмор, весьма специфические шуточки, но сюра все-таки меньше - хотя писатель не отказал себе в удовольствии вдоволь поиздеваться над российской армией. Главный герой делает залихватские финты ушами, абсурд набирает силу, автор хихикает и троллит, а в конце у него опять обостряется паранойя. Так что браться за эту книгу лучше тем, кто любит Дивова за его настроение, а не его фантастическую составляющую, потому что, повторюсь, “Консультант по дурацким вопросам” - нефантастическая книга. Она смешная и грустная одновременно: при прочтении на язык просятся исключительно матерные слова. Но она, как ни странно, дарит человеку светлый и оптимистичный взгляд на этот безумный мир. Поэтому я предпочитаю рекомендовать этот роман как порцию бодрости и хорошего настроения, а не только как историю войны Осетии с Грузией.