Эта книга полностью оправдывает свое название - она действительно оставляет после себя ощущение прочитанной сказки. Загадочные истории, сумасшедшие влюбленные, близнецы, великолепно переданная атмосфера старого умирающего дома - и магия, случайность, удивительные совпадения - называйте это как угодно. Я поистине восхищена автором: она поставила перед собой высокую планку и сумела ее взять. Сюжет складывается таким образом, что героине нужно записать биографию со слов умирающей писательницы, книги которой издаются невероятными тиражами: следовательно, рассказанная ей история должна соответствовать заявленному и быть действительно увлекательной. Диане Сеттерфилд это удается: разворачивающееся перед глазами читателя повествование втягивает и не дает оторваться. У нее удивительно получается сохранять темп на протяжении всей книги и не давать сюжету “провисать” - хотя я один раз едва не запуталась в персонажах. Причем главная история, которую рассказывает писательница, связана с историей самой героини: они дополняют и поддерживают друг друга.

Еще одна привлекательная черта “Тринадцатой сказки” - отношение героини к книгам: она в некоторой степени одушевляет их и уважает людей, написавших их. Не могу не поддержать такую точку зрения.

Жизни давно умерших людей — это мое хобби, а моя работа — это магазин. Я не продаю книги (этим занимается отец), я о них забочусь. Временами я беру с полки ту или иную книгу и наугад прочитываю из нее страничку-другую. В конце концов, чтение является таким же проявлением заботы, как дружеская беседа. Пусть эти книги недостаточно стары для того, чтобы цениться исключительно за свой возраст, и не настолько значительны, чтобы привлечь внимание коллекционеров, но мне нравится за ними ухаживать, даже если их содержание так же уныло и пресно, как их внешний вид. Каким бы скучным ни был прочитанный мною отрывок, он никогда не оставляет меня равнодушной, — ведь кто-то ныне покойный в свое время считал эти слова достойными того, чтобы сохранить их для потомков.

Умирая, люди исчезают. Исчезают их голос, их смех, теплота их дыхания. Исчезает их плоть, а в конечном счете и кости. Исчезает и память об этих людях. Это ужасно и в то же время естественно. Однако некоторым людям удается избежать бесследного исчезновения, так как они продолжают существовать в созданных ими книгах. Мы можем заново открыть этих людей — их юмор, их манеру речи, их причуды. Посредством написанного слова они могут вызвать наш гнев или доставить нам радость. Они могут нас успокоить. Они могут нас озадачить. Они могут нас изменить. И все это при том, что они мертвы. Как муха в янтаре или как тело, застывшее в вечных льдах, чудесное сочетание обыкновенных чернил и бумаги сохраняет то, что по законам природы должно исчезнуть. Это сродни волшебству.

Я ухаживала за книгами, как иные ухаживают за могилами своих близких. Я очищала их от пыли, подклеивала поврежденные листы. И каждый день я открывала какой-нибудь том и прочитывала несколько строк или страниц, позволяя голосам забытых покойников прозвучать у меня в голове. Чувствовали ли они, эти мертвые писатели, что кто-то читает их книги? Появлялся ли тоненький лучик света в окружающем их потустороннем мраке? Ощущала ли бессмертная душа соприкосновение с разумом читающего? Надеюсь, что да. Ведь это, наверное, так одиноко — быть мертвым.

“Тринадцатая сказка” - отличное увлекательное чтение. Пусть вас не смущает название - я бы порекомендовала ее именно взрослым, а не детям. В рецензиях ее иногда относят к жанру женской прозы - мне так не показалось, но точно сказать не могу, потому что практически его не читаю. В любом случае, книгу я проглотила на одном дыхании и с удовольствием посоветую каждому, кто хочет узнать одну интересную историю.