Роман Ричарда Матесона «Я — легенда» был издан в 1954-м году. Книге была уготована особенная судьба — переведенная на несколько десятков языков, много раз экранизированная, она считается одним из ключевых произведений в своем жанре. Смесь постапокалиптики и научной фантастики, немного мистики — именно на этой основе строится сюжет романа. «Я — легенда» рассказывает о последнем человеке в Лос-Анджелесе, который живет в практически неприступном доме, напоминающем форт. Все остальные заразились неизвестной болезнью и превратились в вампиров, атакующих главного героя по ночам. Последний «настоящий» человек постепенно уничтожает зараженных, попутно пытаясь найти лекарство от вируса.

Эта завязка получает необычное для жанра развитие, в результате которого последний выживший начинает осознавать себя изгоем, отходом эволюции, почти реликтом: человек устарел, а на смену ему приходит новая форма жизни, созданная на основе вируса, приводящего к вампиризму. Таким образом, Матесон делает одиночество центрального персонажа абсолютным, всеобъемлющим.

Пожалуй, именно в этом отношении «Я — легенда» представляет собой особенный интерес. На фоне обезлюдевшего Лос-Анджелеса разворачивается психологическая драма, в центре которой — человек, потерявший все, включая привычный мир. Этому человеку нужно продолжать жить, ведь он считает свою миссию необходимой к выполнению. Когда же оказывается, что жизнь главного героя становится угрозой для нового, абсолютно чужого общества, ему придется смириться и с этим.

Матесон показывает, как меняется понятие нормы под влиянием большинства разумных существ в новом мире, и эта смена шокирует читателя, завораживает его даже спустя полвека после создания романа.

Здесь стоит отметить, что немалое значение имеет не только сюжет, но и сама стилистика, слог автора: он пишет неторопливо, вдумчиво, постепенно погружая читателя в реалии нового мира, позволяя ему самостоятельно, без лишней спешки свыкнуться с ними. «Я — легенда» — очень выразительная книга, в которой сюжет дополнен общим эмоциональным настроем, самой тональностью текста.

Несомненно, роман относится к числу лучших постапокалиптических произведений, именно он оказал огромное влияние на жанр «зомби-апокалипсиса». Впрочем, жанр, как показывает практика, взял от романа очень немногое — только общую канву сюжета, в то время, как трагедия главного героя, процесс осознания себя в новом мире — все это осталось практически незатронутым.

Сам Матесон считает роман «Я — легенда» лучшим своим произведением, и это действительно так. Книга оказывается довольно напряженной, но при этом сконцентрированной не только на фактах, но и на эмоциях, она реалистична и логична — с этим произведением необходимо познакомиться всем поклонникам постапокалиптики, ведь оно совершенно заслуженно считается классикой жанра.