Это та самая книга с автографом-солнышком, презентация которой проходила в Додо. Она произвела на меня ужасно приятное впечатление. Не такая захватывающая и втягивающая в себя, как цикл про сэра Макса, но будто приоткрывающая дверь в другой мир. Словно окружающая нас вселенная - плоская и привычная - вдруг, издав едва слышный металлический щелчок, провернулась и позволила поверить, что чудеса возможны. Да вот же они, ровно в строчках книги, от которой бегут мурашки по коже и хочется плакать и смеяться одновременно.

Нина тем временем снова берет кофейную чашку и глядит на нее с некоторым недоумением. Дескать, знакомый предмет. Сейчас вспомню, что с ним обычно делают. Сейчас-сейчас.

Момент самый что ни на есть подходящий. Встаю, беру ее за плечи, разворачиваю к окну, говорю: гляди-ка.

По улице Пилес неторопливо шествует единорог. Сияющий белоснежный зверь с серебристой гривой - в общем, как на иллюстрациях к сказкам, только лучше, конечно, потому что живой. Следом ковыляет императорский пингвин, фрачная пара из мастерской матушки-природы сидит на нем безупречно. Четверо прохожих стоят на противоположной стороне улицы разинув рты; дама лет сорока в малиновых шортах явно изготовилась завизжать; как поведут себя остальные, пока непонятно. Ладно, их проблемы. Девочка лет пяти за соседним столиком, которая вот уже полчаса с тоской во взоре ковыряла пирожное, теперь прилипла к окну. Не издает ни звука, даже маму, безнадежно увязшую в иллюстрированном журнале, пока не дергает. И правильно. Есть вещи, о которых мамам лучше не знать.

Мне еще очень понравился один отрывок из рассказа про улицу Стиклю. У Фрая отлично получаются описания человеческих ощущений, вплоть до того, что меня бросает в жар от совпадения чувств, описанных в книге и временами переживаемых мной. Я прекрасно понимаю, что это просто случайность, но как приятно знать, что ты не один сходишь с ума подобным образом!

...У нее всегда, с детства, сколько себя помнила, болел весь мир - вымороченный, враждебный, нескладно и нелепо устроенный, не поддающийся исправлению, но при этом сияющий, звучащий, вибрирующий, ветреный, огненный и ледяной, великолепный настолько, что, дай она себе волю, рыдала бы взахлеб от восхищения с утра до ночи и, пожалуй, даже во сне. Но воли себе она, конечно, не давала, держала в ежовых рукавицах, дышала неглубоко, думать старалась поменьше и только о насущных проблемах, всегда стояла - там, внутри себя, - вытянувшись по стойке “смирно”, чтобы не спятить, не рухнуть в сладкую темноту, не взорваться от переполняющей ее восхитительной муки.

В книге 24 истории, а в Вильнюсе 108 улиц, говорит аннотация. Так что, вероятно, нам следует ждать продолжения. Сборник, кстати, иллюстрирован фотографиями, сделанными самим Максом Фраем. Я, если честно, не погруженный в фотоискусство человек, поэтому я осталась к ним абсолютно равнодушна - не зацепила ни одна, я просто не смогла оценить их. Текст мне понравился гораздо больше. Так что рекомендую “Сказки старого Вильнюса” не только любителям Макса Фрая, но и тем, кто как раз думает, с какой бы книги начать читать этого писателя.