Неоднократно наблюдал комичные ситуации, когда люди покупают книги… и не знают потом, куда их девать. Кто-то покупает книжку из-за красивой обложки, кому-то кто-то что-то о соответствующей книге рассказал (может, вообще просто пошутил), кого-то зацепило прикольное название… Критериев, по которым осуществляется выбор книг, десятки, если не сотни. И часто они ошибочны.

Ну, а кому охота платить 300, 500, а часто и больше, рублей за ворох проклеенных или сшитых бумажек, который потом не знаешь, куда деть: и выбрасывать жалко, и сбагрить некому.

В предлагаемой вашему вниманию статье хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по поводу выбора подходящих книг. Выделю свои критерии, которые помогают лично мне безошибочно подбирать интересные мне книги.

Биография автора

Биография для автора — это все. Любой автор (хоть начинающий, хоть маститый, хоть классик, хоть не классик) не в силах творить в безвоздушном пространстве. Он обязательно опирается на свой собственный жизненный опыт, на какие-то свои переживания, эмоции, воспоминания и прочее подобное в этом роде. Соответственно, если автор, например, активно и деятельно принимал участие в боевых операциях, то навряд ли он качественно напишет лирические и сентиментальные любовные стихи (конечно, всякое бывает, но по общему правилу).

С другой стороны, если автор получил какое-нибудь изысканное и тепличное американское филологическое образование, всю жизнь был примерным и ни с кем, кроме как с себе подобными, не общался, то точно так же наивно было бы ожидать от него эффектного описания сцен погони, стрельбы или сексуального насилия.

Поймите, что вам интересно, — и сопоставьте свои интересы с жизненным путем того или иного автора, книгу которого вы намереваетесь приобрести.

Цитаты

Бывает такое, что автор близок по духу и тематика автора вам близка, но невыносим авторский стиль. То есть вот невыносим и отторгаем буквально на физиологическом уровне. Вы столько всего об авторе и о его творчестве слышали, купили вожделенную книгу, а от чтива в итоге воротит.

Во избежание подобного рекомендуется предварительно ознакомиться хотя бы с несколькими фрагментами той книги, которую вы подумываете приобретать. Как правило, пары рандомно выдернутых абзацев достаточно для того, чтобы понять, ваш это автор или нет, «цепляет» вас соответствующий текст или нет. Благо, сейчас есть Интернет, и ознакомиться с любым интересующим отрывком не составит ни малейшего труда, причем в буквальном смысле за пару минут.

Отзывы

Даже зная биографию автора, сюжет книги и цитаты из нее, нелишним будет залезть в Интернет и ознакомиться с отзывами людей о соответствующем литературном произведении. Может статься, что даже при всех благоприятных исходных данных книжка вас не «зацепит», и армия строчащих отзывы оказалась в подобной ситуации.

При этом не следует забывать, что отзывы могут быть диаметрально противоположными и подчас ангажированными, в том числе и финансово. Очень желательно проанализировать как можно больше ресурсов с как можно большим количеством отзывов, а еще лучше — дополнительно послушать отзывы лично знакомых вам людей, если вам так повезло, и знакомые уже читали интересующую вас книгу. В общем, снова вам в помощь Интернет и личные знакомства с начитанными и непредвзятыми людьми.

Продаваемость книг

На самом деле исключительно немаловажный критерий. Если автор пишет действительно хорошо, то он неизбежно востребован и его книги расходятся с полок, как горячие пирожки. Пишет плохо — соответственно, творения не впаришь никакими силами, какой там классикой их ни заяви, и, как следствие, книжки залеживаются на полках.

Безусловно, в вопросах продаваемости не последнюю роль играет коммерческая и информационная «раскрутка». Однако закон книжного (да, собственно, и любого другого) рынка таков, что ерунда никогда не будет хорошо продаваться, какую рекламу ты в эту самую ерунду ни вкладывай.

Почему, скажем, книг Тони Моррисон, имеющей длиннющий перечень всевозможных наград, в числе которых есть и Нобелевская премия, продано в десятки раз меньше, чем книг Даниэлы Стил, в разы менее обласканной пропагандой и всевозможными наградными комитетами? Также как-то вот не получается слепить классика из Евгения Гришковца, как несколько лет назад провалилась аналогичная попытка в отношении Владислава Суркова, хотя оба — безусловно, более чем достойные и небесталанные люди. И так далее, и тому подобное — примеров сотни.

Конечно, есть тематики, которые просто мало кому интересны, но которые могут вызвать исключительный интерес в среде литературных гурманов. Но все-таки рыночная востребованность важна в любой сфере, и литература тут абсолютно не исключение.

В общем, доверяйте своему вкусу, своему читательскому опыту и своей интуиции, при этом все же опираясь на наиболее очевидные критерии, следование которым значительно посодействует правильному выбору. И помните, что «классик», «гений», «великий» и прочие жизнерадостные эпитеты — это все очень и очень относительно. Никто вам не запрещает иметь свое собственное мнение, в том числе и по поводу книг.

Удачного чтива!

Автор: Илья Пожидаев

© Shkolazhizni.ru