Овцы в волчьих шкурах. В защиту порицаемых
Уолтер Блок
Издательство «Социум», 2011 г.

Идеального общества не существует. (Если кто-то думает иначе, то он, скорее всего, либо искренне заблуждается, либо выдает желаемое за действительное.) Его нет ни на Западе, ни на Востоке, ни посередине. Его не было в прошлом. Остается только надеяться, что когда-нибудь в будущем мы к нему приблизимся.

Но каким образом? На этот счет, существуют разные мнения. Большинство людей считают, что ради общественного прогресса нужно поставить вне закона, или хотя бы под жесткий контроль, все негативные социальные явления. Если запретить плохое, это автоматически приведет к торжеству добра. Консерваторы и либералы спорят по поводу того, что конкретно следует запретить, но сам подход практически не вызывает возражений.

Однако, политика запрета и контроля до сих пор не дала желаемых результатов. Пора бы задуматься: может, проблема в чем-то другом? Может быть, порочна сама идея построения разумного общества путем применения насилия к людям, которые не являются инициаторами насилия?

Эта мысль подробно исследуется в книге Уолтера Блока, известного теоретика либертарианской (не путать с либеральной) мысли. Он аргументированно показывает, что благие намерения власть имущих и тех, кто их поддерживает, толкают общество в ад – принимая и проводя в жизнь законы, которые препятствуют взрослым людям вступать в любые сделки и отношения по взаимному согласию. В том числе запрещая действия, которые кому-то кажутся несправедливыми и аморальными. Попытки силой насаждать мораль всегда выходят боком и отравляют жизнь совсем невинным людям.

В качестве доказательства, Уолтер Блок показывает галерею очень неприятных типов. Людей, с которыми большинство из нас не хотело бы иметь ничего общего. Их деятельность выглядит явно аморальной, вызывает праведный гнев и неодолимое желание «держать и не пущать». Тем не менее, они никого ни к чему не принуждают и ни у кого ничего не крадут. Люди вступают с ними в добровольные отношения с целью удовлетворить собственные потребности.

Деятельность этих людей балансирует на грани закона или переходит эту грань только потому, что ее поставили вне закона.

«Каждый раз, когда государство запрещает товар, на который существуют потребители, преступный мир входит в отрасль, которую боятся обслуживать законопослушные предприниматели. То, что эти сферы начинают ассоциироваться с бандитскими методами, связано исключительно с законодательным запретом».

Вот так борьба с «безнравственностью» или «несправедливостью» приводит к росту преступности и коррупции. С которыми государство героически, но безуспешно пытается справиться. Тратя на эту борьбу все больше у больше денег, принудительно изымаемых у граждан.

Вывод? Не нужно допускать, чтобы праведный гнев замутнил нам разум. Если нам что-то не нравится, это еще не повод запрещать это делать другим людям по взаимному согласию.

«За подлинной верой в свободу личности должно следовать признание свободы других делать то, что обычно считается некрасивым, пошлым, вредным или даже безнравственным».

Хотя я вряд ли подпишусь под каждым словом Уолтера Блока, его работа представляется мне одной из самых полезных книг об этике, общественной жизни и экономике. Ее стоит прочитать, а над ее аргументами стоит подумать. Хотя бы для того, чтобы увидеть интеллектуальную нищету той жвачки из общих фраз и благих пожеланий, которыми кормят нас «властители дум».