Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд

Джонатан Смит

Издательство «Альпина нон-фикшн», 2011 г.

Если вы верите в сверхъестественные явления, вы не одиноки. На вашей стороне – большая часть населения Земли. Даже не доверяя «экстрасенсам» и «целителям», миллионы людей убеждены в истинности своей религии. А в основе всех ведущих религий лежит вера в реальность чудес, или паранормальных событий – будь то непорочное зачатие, воскресение из мертвых, или что-либо другое.

Джонатана Смита трудно назвать человеком, предвзятым по отношению к сверхъестественному. За его плечами – много лет исследований в сфере психологии, затрагивающих такие вопросы, как медитация, духовность и осознанность. Профессор Смит утверждает, что если бы паранормальные способности или явления были действительно найдены, это открытие по своим масштабам затмило бы полеты в космос и обуздание атомной энергии. Однако, этого до сих пор не произошло. Исследования паранормального ведутся не один десяток лет, но они так и не дали окончательного ответа на вопрос, реален ли сам предмет исследования. Мнения до сих пор расходятся.

Впрочем, автор не ставит задачи обсуждать реальность каждого конкретного «чуда». Его волнуют более глубокие вопросы. Легковерность – готовность принять самые невероятные утверждения без достаточных доказательств – открывает ящик Пандоры в сознании человека, делая его практически беззащитным перед потоками лжи, обмана, древних и новых суеверий. И несложно догадаться, к чему приводит искаженное восприятие реальности.

Книга Джонатана Смита – это учебник здравомыслия, где под одной обложкой собраны основные навыки критического мышления, полезные во всех сферах жизни, при анализе любой сомнительной информации.

В первую очередь нужно помнить, что экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств. Когда речь идет о явлениях, опровергающих все наши знания о веществе и энергии на данный момент, принимать их на веру лишь потому, что «бабушка надвое сказала» - это настоящее безумие.

«Автор сообщения о паранормальном обязан обеспечить его доказательствами. Скептик не обязан ничего делать. Представьте, что произошло бы, если бы все обстояло наоборот и нам приходилось бы принимать на веру всякое безумное или глупое утверждение, пока его ложность не доказана».

Некоторые паранормальные явления – банальное мошенничество. Именно поэтому во всех современных экспериментах по обнаружению сверхъестественных способностей участвуют не только ученые, но и профессиональные иллюзионисты.

Непредвзятый исследователь должен убедиться, нет ли в том или ином случае ошибок восприятия и сенсорных аномалий (а они встречаются чаще, чем кажется) или логических ошибок в интерпретации данных. Кроме того, мало знакомые с теорией вероятности люди могут неверно оценивать шансы того или иного события: «Случайные последовательности редко выглядят случайными. В них всегда видны нагромождение или цепочки одинаковых событий, которые могут показаться неожиданными или даже значимыми».

Из теории вероятностей, в частности, следует то, что с каждым человеком примерно раз в месяц происходит одно совершенно невероятное событие, вероятность которого – один на миллион. Верующие истолковывают его как свидетельство правильности своей веры. Хотя оно, конечно, ничего не доказывает.

Некоторые люди защищают паранормальные явления на том основании, что «наука еще не знает ответов на все вопросы». Но любители паранормального лукавят. Они не ищут ответы. Они уверены, что уже заранее знают ответ – даже в тех случаях, когда подошло бы более простое объяснение.

«Одно время христианские теологи любили говорить: «Бог в пробелах». Это означает, что всякий раз, когда мы встречаем необъяснимую с точки зрения науки загадку, она свидетельствует о существовании Бога. Но наука объясняет загадки одну за другой, и это утверждение становится все менее популярным. То ли Бог постепенно съеживается, то ли его существование лучше доказывать при помощи других теологических аргументов».

«Неприятная правда состоит в том, что никакое количество недостоверных доказательств, какими бы интригующими и соблазнительными они ни были, не в состоянии сложиться в критическую массу истины», - делает вывод автор.

Впрочем, многие люди живут по принципу: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Они имеют сильную эмоциональную предрасположенность к вере того или иного рода, против которой бессильны разумные аргументы. Насколько полезна и желательна для нас такая склонность? На этот вопрос можем ответить только мы сами.