Первое клонированное животное, знаменитая овечка Долли, открыла немало нового не только в науке — ее появление также оказало огромное влияние и на искусство. Тема клонирования живых существ нередко поднималась в фантастических фильмах, часто становилась центральной в триллерах и мистических романов. Однако немногих интересовал психологический аспект данного вопроса. Пожалуй, лучше всего его исследовал Кадзуо Исигуро в своем романе «Не отпускай меня».

Эта книга — мемуары девушки Кэти, выросшей в Хейлшеме, своеобразном интернате. Детство героини было вполне благополучным — обычные детские игры и развлечения, непростые отношения между ребятами, дружба, обиды и радости. В Хейлшеме поощрялось творческое развитие детей, были созданы очень хорошие условия для воспитанников — все было прекрасно, за исключением одного. Каждый ребенок, выросший здесь, знает, что в определенный момент он отдаст свои органы тому, кому они понадобятся для выздоровления.

Все дети здесь — клоны, созданные только для использования в медицинских целях. Это не скрывается от них: с самого раннего возраста дети осведомлены о том, какая судьба их ожидает, считают это вполне нормальным и даже не думают о том, что можно сопротивляться. В процессе повествования они просто идут к заранее известному финалу, и именно за этим путем предлагается понаблюдать читателю.

Исигуро изучает своих главных героев, он пытается понять, что именно они чувствуют, как они воспринимают тот мир, единственная роль в котором для них — стать источником внутренних органов для других людей. В «Не отпускай меня» дети-клоны чувствуют и переживают, живут собственной жизнью, которая была создана и будет прервана в соответствии с заранее определенным планом. Наделяя своих персонажей яркими характерами, делая их узнаваемыми, приятными или отталкивающими, автор создает подлинную драму, сложную и вызывающую сострадание, порой переходящее в удивление: почему эти дети не пытаются что-то изменить? Вокруг них находятся взрослые, которые понимают весь ужас сложившейся ситуации, но и они не пытаются переломить ее, максимум — облегчить жизнь будущим донорам, сделать ее как можно более приятной.

Именно то, что герои романа не сопротивляются будущим убийствам, своему предназначению, отталкивает многих читателей от «Не отпускай меня» — книга оказывается очень тяжелой в эмоциональном плане. Однако так и должно быть: Исигуро рисует перед читателем практически нерушимую систему, уклад и порядок, которому просто невозможно сопротивляться. Как созданные человеком люди будут вести себя в такой ситуации, какими они вообще смогут стать — именно эти вопросы Исигуро рассматривает с особым вниманием.

Результат его работы, сам роман оказывается достойным для знакомства — автор предлагает читателям самую настоящую драму, эмоциональность которой выходит за все мыслимые пределы. Фантастическая составляющая сюжета здесь быстро отходит на второй план, а в центре остается рассказ о детях, которые могли бы стать самыми обычными (или необычными) людьми, но попросту не имели шансов на это и, к тому же, были прекрасно осведомлены о том, что их ждет в будущем.