Капитализм: Незнакомый идеал

Айн Рэнд

Издательство «Альпина Паблишерз», 2011 г.

Историческая судьба капитализма – удивительный парадокс. Ни одна политико-экономическая система в истории не принесла человечеству столь неоспоримой выгоды – но ни одна не подвергалась столь злобным и яростным нападкам. Но люди, винящие капитализм в проблемах современного общества, не осознают, что современная западная система – это вовсе не капитализм в чистом виде, а смешанная экономика, все быстрее дрейфующая в сторону социализма. В сущности, современный человек мало что знает о настоящем капитализме, его возможностях и потенциале. Книга Айн Рэнд – для тех, кто хочет об этом узнать и лучше понять процессы, происходящие в современном мире. Хотя этот сборник статей был составлен больше сорока лет тому назад, он читается так, словно был написан вчера.

Единственным периодом, когда капитализм имел относительную свободу от удушающего государственного контроля, был XIX век. И именно за это время индустриально развитые страны сделали громадный шаг вперед в своем развитии. Резко возросла продолжительность жизни, снизилась детская смертность. Повсюду, где проник капитализм, он привел к отмене рабства и крепостной зависимости. Не следует забывать и о том, что это столетие было самым мирным в человеческой истории. «На полях брани не процветает торговля, под бомбежкой заводы ничего не производят, руины не приносят дохода. Капитализм – общество торговцев. За это его и ругает всякий начинающий террорист, считающий коммерцию «эгоистичным» делом, а завоевания – «благородным». «Величайшие войны в истории человечества начинали те страны, где контроль государства над экономикой был наиболее сильным».

Но Рэнд защищает капитализм не только потому, что он эффективно решает проблему человеческого выживания. Важнее другое. Капитализм в чистом виде – наиболее этичная система, известная человечеству. Капитализм силен тем, что наилучшим образом соответствует природе человека, а в его основе лежат принципы свободы и справедливости.

«В капиталистическом обществе все человеческие взаимоотношения добровольны. Люди вольны сотрудничать между собой или не сотрудничать, заключать сделки или не заключать в соответствии с тем, что диктуют их личные мнения, убеждения и интересы».

Капитализм провозглашает свободу человека выбирать себе занятие – и право собственности, право единолично распоряжаться плодами своего труда. При капитализме, каждый человек имеет лишь то, что заслужил сам. В этом его отличие от всех других систем, где считается нормой насильственное перераспределение богатства, которое отбирается у одних людей и дается другим.

«Разве богатство, нажитое Томасом Эдисоном, принадлежит бушменам, которые его не наживали? Разве ваша зарплата за неделю принадлежит хиппи из соседней квартиры, которые ничего не заработали? Человек никогда не сможет принять подобную логику».

«Тот, кто считает, что человеческие усилия – недостаточная причина для того, чтобы человек сам распоряжался их плодами, может прикрываться любыми рассуждениями. Ясно одно – людей он не любит».

Любая система перераспределения тяжким грузом ложится на плечи самых сильных и предприимчивых, а в дальнейшем ведет к деградации общества. Она порождает армию бездельников, которые желают жить за чужой счет – и слой коррумпированных бюрократов, которые и вершат «распределение», никогда не забывая собственной выгоды. Так государственная «забота о неимущих» превращается в гигантское лицемерие.

В книге есть ответы на многие вопросы, связанные с функционированием капиталистического общества: - могут ли монополии захватить контроль над всей экономикой? - неизбежны ли при капитализме экономические депрессии? - помогают ли профсоюзы поднять уровень жизни? - дает ли богатство, которое достается по наследству, незаслуженное преимущество?

Рэнд иллюстрирует свои мысли многочисленными конкретными примерами из истории американского бизнеса (а если точнее – борьбы государства против бизнеса).

По мнению Рэнд, капитализм терял свои позиции главным образом потому, что у него не было собственной философии. Он приносил реальную пользу – но постоянно оказывался преданным и оболганным. И не в последнюю очередь – из-за трусости и непоследовательности американских политических кругов. Даже те, кто осмеливались защищать свободное предпринимательство, нередко прибегали к гротескно абсурдным аргументам.

«Если бы капитализма не существовало, каждый честный гуманитарий должен был бы приложить все усилия, чтобы придумать его», - считает Рэнд. К счастью, ничего придумывать не нужно. Еще остается надежда, что человечество, окончательно устав от социалистических экспериментов XX столетия, вернется к этому идеалу.

«Капитализм – это не система прошлого, это система будущего, если у человечества есть будущее».