Бог не любовь: Как религия все отравляет
Кристофер Хитченс
Издательство «Альпина нон-фикшн», 2011 г.
Кристофер Хитченс, которого многие считают одним из самых влиятельных интеллектуалов нашего времени, написал смелую и во многом провокационную книгу, моментально ставшую бестселлером. Выступив с критикой религиозных догм и традиций, он нарушил негласные нормы политкорректности, согласно которым о религии нужно или говорить хорошо, или не говорить ничего.
Кристофер Хитченс хорошо знаком с предметом – в молодости он был одним из лучших учеников на занятиях по изучению Библии, а за годы журналистской работы неоднократно встречался с верующими самых разных направлений: католиками и православными, мусульманами и иудеями, а также адептами восточных культов. Этот богатый опыт не поколебал, а только укрепил его атеистические убеждения.
Одно из основных возражений Хитченса против религии состоит в том, что она представляет в ложном свете происхождение человека и вселенной.
Религия появилась на свет благодаря желанию человека понять и объяснить окружающий мир, а также собственную жизнь. Но все священные книги основных религий появились на свет в эпоху, когда науки в современном понимании еще не было. И чем глубже ученые познавали мир и его законы, тем меньше у них оставалось места для религиозных объяснений. «Я не нуждаюсь в этой гипотезе», - ответил Лаплас на вопрос Наполеона о том, почему в его вычислениях не фигурирует Бог.
«Религия родом из того периода человеческой истории, когда никто не имел не малейшего представления об устройстве мира. Религия родом из нашего младенчества, полного страха и плача. Она была нашей детской попыткой удовлетворить врожденную тягу к знанию. Даже наименее образованные из моих детей знают о природе вещей больше, чем кто-либо из основателей религий».
Многие верующие согласны с тем, что ответ на вопросы об устройстве материального мира нужно искать у ученых, а не в священных текстах. Но они считают, что религия незаменима, когда речь заходит о душе. По их мнению, без веры не может быть подлинной нравственности. Этот аргумент представляется Хитченсу еще более возмутительным – учитывая те преступления «во имя веры», которыми запятнала себя религия. На множестве примеров, взятых не из далекого прошлого, а уже из нашего времени, автор показывает, что связь веры и нравственности сильно преувеличена – если существует вообще.
В свете этих фактов, большинство из которых неизвестны широкой публике, весьма неубедительно выглядят оправдания, что мы имеем дело с «перегибами на местах», что зло творят «не настоящие верующие». Нет, именно слепая вера – причина формирования в человеке «тоталитарного склада ума», готового расправляться с неугодными. Не случайным, а закономерным на этом фоне выглядит тесный альянс религии с наиболее мерзкими политическими фигурами в истории.
Конечно, в наше время верующие предпочитают говорить о любви, мире и добрых делах. Все реже от них можно слышать угрозы и проклятия. Но это объясняется попыткой религии сохранить и без того шаткие позиции в современном мире. От своих неприглядных корней и темной истории она никогда не отрекалась.
«Теперь многие религии встречают нас подобострастными улыбочками и распростертыми объятиями, как сладкоречивые торговцы на базаре. Они наперебой предлагают утешение, единение и радость. Но мы вправе помнить, как варварски они вели себя на пике своего могущества, когда отказаться от их предложения было невозможно. Если же мы часом забудем, как это было, достаточно бросить взгляд на те страны, где правила игры по-прежнему диктуют священники».
«Природа религии вынуждает ее вмешиваться в жизнь неверующих, еретиков и последователей других вероучений. Она может разглагольствовать о блаженстве в мире ином, но хочет власти в мире этом».
Не ограничиваясь критикой монотеистических религий, Хитченс призывает не искать света с Востока:
«Тем, кто устал от скучных «библейских» религий и хочет обрести «просветление», обменяв способность критически мыслить на нирвану, стоит призадуматься. Им кажется, что они сбрасывают оковы презренного материализма. На самом же деле их просят усыпить свой разум и оставить его у входа вместе с сандалиями».
Я считаю, что эту книгу стоит прочитать всем: и неверующим, и верующим, и тем, кто еще колеблется. Даже верующим будет полезно узнать многие факты, о которых стыдливо умалчивают пропагандисты религии. И – сделать соответствующие выводы.
В ближайшем обозримом будущем, религии ничего не угрожает – миллионы людей и дальше будут искать себе опору в мире непознанного и сверхъестественного. «Религия неискоренима именно потому, что наша эволюция продолжается. Религия не отомрет, пока мы не перестанем бояться смерти, темноты, неизвестности и друг друга», - пишет Хитченс. Тем не менее, размышления о религии и ее роли помогают нам жить с большей осознанностью и самостоятельно формировать свое мировоззрение. Каждому из нас стоит спрашивать себя, во что мы верим, и почему. А также во что мы не верим, и почему. И книга Хитченса может служить хорошим подспорьем в этом поиске.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Книги
- →
- Нужна ли человеку вера?
Книги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат