Терри Пратчетт: Вор времени

Роман «Вор времени» Терри Пратчетта входит в состав цикла «Плоский мир». Эта книга была написана достаточно давно, в 2001-м году, однако в России ее впервые издали только в 2010-м. Для многих поклонников Пратчетта она была более чем долгожданной — в России цикл издается достаточно медленно, а потому выход «Вора времени» просто не мог остаться незамеченным.

Сюжет «Вора времени» развивается вокруг давнего стремления Аудиторов навести порядок во всей вселенной. На сей раз они решают остановить время в Плоском мире для того, чтобы добиться своего. Однако на пути к осуществлению этой затеи Аудиторы встречают достойное сопротивление.

«Вор времени» изобилует необычными и яркими персонажами, многие из которых знакомы читателю по предыдущим книгам цикла. Стоит отметить, что автор концентрируется на сюжете, детально прорабатывая его. В то же время он практически не уделяет внимания тому, чтобы заново ввести аудиторию во Вселенную, которая, теоретически, должна быть хорошо знакомой для него. Собственно, именно поэтому не стоит начинать знакомство с циклом именно с этой книги — есть большой риск, что многое в ней в этом случае окажется просто непонятным. Впрочем, для тех, кто хорошо знаком с циклом, «Вор времени» станет приятным подарком — эта книга является далеко не самой динамичной в серии, однако именно в ней Пратчетт мастерски выстраивает саму конструкцию романа, задает оптимальный темп развития событий и тщательно прорисовывает характер каждого из персонажей.

Стоит отметить, что «Вор времени» имеет одну характерную особенность, которая в той или иной мере присуща и всем остальным книгам цикла. Сюжет здесь сплетается из нескольких, поначалу кажущихся совершенно не связанными друг с другом линий. Постепенно Пратчетт приводит их к единому знаменателю, причем чем ближе автор подходит к этому моменту, тем больше динамики приобретает сам роман. Подобный прием использовался Пратчеттом и в других книгах цикла, однако именно в «Воре времени» подобное построение конструкции романа прослеживается наиболее четко. Это идет книге на пользу: благодаря подобному «сплетанию» сюжета из нескольких отдельных линий роман приобретает строгую, практически осязаемую форму, а развитие сюжета выглядит логичным и закономерным.

Важным достоинством книги является стилистика. В «Воре времени» Пратчетт демонстрирует не только литературный талант, но и острую наблюдательность, способность воссоздавать яркие и образные декорации, вводить в сюжет действительно интересных персонажей. В то же время именно рядом с основной сюжетной линией, связанной с попытками остановить время, кроется основной недостаток романа: автор слишком увлекается псевдонаучной, околотехнической терминологией. В результате этого местами «Вор времени» оказывается сложным для восприятия. Однако тем, кто относит себя к числу поклонников творчества Пратчетта, книга понравится даже несмотря на это: она позволяет еще раз окунуться в атмосферу Плоского мира, вновь встретиться с уже знакомыми по предыдущим частям цикла персонажами.