Для Ильи Ильфа и Евгения Петрова роман «Двенадцать стульев» не был пробой пера — к моменту его написания оба они успели неоднократно попробовать себя на литературном поприще, занимаясь, правда, в основном фельетонами да небольшими заметками в газеты. Не обладая большой известностью, авторский тандем смог создать произведение, которое буквально в одночасье сделало писателей знаменитыми — в 1928-м году работа над романом была закончена, и после этого последовало сразу три издания, что в те времена являлось нонсенсом для начинающих авторов.

Вполне вероятно, что хорошую службу роману «Двенадцать стульев» сослужил тот факт, что братом Евгения Петрова являлся Валентин Катаев, известный писатель. Именно он дал начинающим авторам основу сюжета, предполагая стать соавтором. Однако Ильф и Петров самостоятельно работали над романом и значительно расширили первоначальный замысел, после чего было решено, что получившаяся книга выйдет под авторством только двух, а не трех писателей.

Сюжет «Двенадцати стульев» известен практически всем — Киса Воробьянинов, занятый поиском сокровищ, спрятанных его тещей, встречает Остапа Бендера — мелкого мошенника и плута, который берется помогать незадачливому кладоискателю. В результате герои окунаются в бурный водоворот приключений, удач и поражений. Поиски двенадцати стульев, в одном из которых спрятано сокровище, оказываются великолепной авантюрой, заранее обреченной на неудачу, но от этого не менее интересной и захватывающей.

Важно сказать о том, что на момент написания «Двенадцать стульев» уже имел аналоги — завязка сюжета во многом повторяет события, описанные в романе Конан-Дойля «Шесть Наполеонов». Однако даже несмотря на это Ильфу и Петрову удалось создать действительно уникальное произведение — потрясающий юмор, едкая сатира, множество неожиданных поворотов сюжетной линии делают эту книгу просто великолепной. Авторы обладают превосходным слогом, что также украшает «Двенадцать стульев», а их способность создавать действительно ярких персонажей, перенося читателя в атмосферу Одессы 1920-х годов, ставит роман на голову выше остальных произведений сатирического жанра.

Успех «Двенадцати стульев» и обаяние главных героев оказались настолько велики, что авторы написали продолжение книги, получившее не меньшую известность. Это — всем известный «Золотой теленок». Первый же роман авторского тандема неоднократно экранизировался и выступал в роли основы для театральных постановок. Даже сегодня непревзойденный юмор «Двенадцати стульев» позволяет книге сохранять огромную известность — роман периодически переиздается, причем новые издания книги, как правило, имеют великолепное оформление, благодаря которому чтение приносит особенное удовольствие.