Жозе Сарамаго. Слепота / Jose Saramago. Ensaio sobre a Cegueira/

Книга страшная, тяжелая, страшно тяжелая. Новый (точнее, новый для русских читателей, на родине автора книга издана аж в 95-ом) роман Сарамаго "Слепота".

Как всегда, автор берет за исходную абсолютно нереальную (впрочем, кто знает?!) ситуацию и от нее "танцует". На этот раз – все ослепли. Сначала это был один человек, потом второй, третий, и пошло-поехало – эпидемия! Что делать с ослепшими? Конечно же изолировать! Строжайший карантин! Карантин, где слепые предоставлены самим себе, без всякой помощи извне. Кромешный ад, другими словами. Сарамаго показывает все самое низкое, что есть в человеческой натуре. Но вместе с этим, книга – гимн любви и самопожертвованию.

Дальше прочтете сами. Причем, прочтете несмотря, а может быть и благодаря, абсолютно сарамаговскому стилю изложения (текст без диалогов, сложносочиненные предложения); прочтете, несмотря на то, что порой прочитанный текст будет настолько тяжелым, что вам захочется закрыть книгу и никогда больше к ней не возвращаться.

Ближайшие ассоциации – конечно же, "Перебои со смертью".

Ну и, наконец, странно, что при всем своем скептицизме по отношению к роду человеческому, Сарамаго и эту свою книгу заканчивает относительно благополучно. Завидный оптимизм и вера в лучшее. Чего и вам желаю.

Пока обзор ждал своего часа, я успел посмотреть одноименную экранизацию. Не знаю почему, но она мне не показалась. И не понятно почему - все сделано очень близко к тексту, актеры играют неплохо, но что-то не то. Думаю, дело в том, что после шокового эффекта произведенного книгой, кино уже просто не смотрится.

Бонус: «Наконец дали зеленый, машины резво и резко рванулись вперед, но, как тотчас выяснилось, не все. Первая в среднем ряду стоит как стояла, должно быть, какая то неприятность случилась, обычное дело: сдох акселератор, гидравлика накрылась, заело что нибудь в коробке передач, заклинило тормозные колодки или отошел контакт, а может, просто бензин кончился. Новое скопление пешеходов, образующееся на тротуарах, видит, как за лобовым стеклом размахивает руками водитель, слышит, как истошно сигналят ему задние. Одни уже выскочили на мостовую с намерением оттолкать застрявшую машину с проезжей части на обочину, другие стучат негодующе в поднятые стекла, а человек за рулем вертит головой туда сюда, кричит что то, и по шевелению его губ можно понять, что он повторяет одно и то же слово, нет, не одно, а два – два, что подтвердится, когда удастся наконец распахнуть дверцу: Я ослеп.»