Людям всегда мало того, что дает им природа. Они пытаются совершенствовать и изменять мир вокруг себя. Один из результатов такого стремления и есть бонсай – миниатюрное деревце, выросшее в неглубокой посудине, размером не больше обычного комнатного цветка. Бонсай является неотъемлемой частью модной сейчас японской культуры.

Многие ошибочно полагают, что бонсай (иногда пишется бансай) – сорт какого-нибудь карликового деревца. На самом деле это не так. Бонсай – обычное дерево, выросшее необычным способом. Его специально выращивают маленьким и кривым. Возникает вопрос: зачем японцы, любящие природу интеллигентные люди, так издеваются над бедными растеньицами? Сейчас я попытаюсь ответить на него.

Бонсай – искусство, имеющее свою многовековую историю. Его родина – Китай и Индия. В Японии бонсай появился в VI веке благодаря странствующим монахам.

Японские мастера разделяют искусство бонсай на 15 стилей. С помощью них деревцу можно придать самую причудливую форму. Названия стилей – «метла», «снесенные ветром», «каскад», «ползучий лес» и др. – говорят сами за себя. Причем бонсай могут быть не только деревья, но и кустарники, и даже трава.

Смысл необычного искусства – подчеркнуть красоту природы, показав ее в одном или нескольких миниатюрных растениях.

Чтобы деревце выглядело максимально естественно, мастер бонсай должен быть не только умелым садоводом, но и художником. Он должен мысленно представить образ будущего деревца (причем здесь мастер может разгуляться как следует – я уже упоминала разнообразие стилей), а потом воплотить его в растении.

Основную роль в растении играют ствол и ветви, ведь они и создают необходимый мастеру образ. Большое значение также имеет нэбари – система выступающих на поверхность корней. Эдабари – распределение ветвей на стволе – должно быть очень строгим. Не допускаются пересекающиеся, тонкие и растущие из одного места ветки. Листья бонсай должны иметь приятную окраску, быть мелкими и в обилии располагаться в кроне дерева. Кора обязательно должна быть шершавой и старой.

Одной из важнейших ступеней создания бонсай является выбор контейнера. Казалось бы, какая разница, в каком горшке растет деревце, все равно оно – произведение искусства. Но ведь с растением мучений больше всего!

Интересен тот факт, что бонсаисты обычно выбирают растения местной флоры. Так что для России вполне подходят березки!

В Японии насчитывается более 100 тысяч бонсай, причем некоторым из них уже несколько сот лет. Все они являются народным достоянием.

Бонсай – не обязательно одно растение, в одном горшке могут расти несколько деревьев и травянистых растений.

Не все бонсай получены искусственным путем. Многие любители этого вида искусства ищут в природе уже «готовые» миниатюрные растения, чтобы превратить их в йамадори – постепенно превращенное в миниатюру дерево, высшее в природе. Они забывают, что в искусстве бонсай важен не столько результат, сколько путь к нему.

Смотреть на бонсай очень приятно, лично меня это успокаивает и наводит на философские размышления.

У меня нет своего деревца, но даже увиденная на картинке композиция бонсай производит неизгладимое впечатление. А выращивать их, наверное, еще приятней. Но какое требуется восточное терпение, чтобы в течение десятилетий ждать желаемого результата!

Татьяна Кардаполова