Итак, что такое коммерческий репортаж?
Можно выделить три основных направления в коммерческих репортажных съемках:
Каждое из этих направлений имеет свои особенности и нюансы в работе. О них мы поговорим ниже, а пока попробуем ответить на очень важный вопрос: в чем же главное различие репортажной фотожурналистики и коммерческих репортажных съемок? Есть три основных отличия.* Свадебный репортаж
* Съемка корпоративных праздников, презентаций и прочих подобных мероприятий
* Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач
1) Задача фотографа
В репортажной фотожурналистике фотограф показывает свое видение ситуации. Его задача состоит в том, чтобы сделать кадр, который максимально полно отразит картину происходящего. Кадры должны «цеплять» зрителя. И зачастую это достигается акцентированием внимания на социальных проблемах и эксплуатацией «вечных тем»: старики, дети, насилие… Главная задача коммерческого фотографа — снять так, как это хочет видеть клиент. Ваши фотографии должны излучать позитив. Снимаете ли вы корпоратив, свадьбу или делаете репортаж со съемок клипа, ваша задача — сделать яркие кадры, показать сочные цвета, радость и веселье. Весь негатив должен исключаться на стадии отбора материала. Будь то чрезмерно пьяный офисный клерк или повалившиеся декорации. Заказчик этих вещей видеть не должен. Запомните: главный message ваших кадров праздник удался».
2) Смысловая нагрузка
В фотожурналистике качеством фотографии можно поступиться ради смысловой нагрузки кадра. Достаточно посмотреть на многие фотографии-лауреаты премии World Press Photo, и вы убедитесь в этом. В коммерческом репортаже это практически исключено. Ваши фотографии должны быть сделаны на высочайшем уровне репортажного качества. Единственное, ради чего возможно пожертвовать качеством, — эмоциональная составляющая кадра. Если вам удалось поймать потрясающе эмоционально-позитивный момент, тогда можно простить огрех по резкости или композиции. Но это должен быть исключительный случай.
3) Количество
Если для журнального репортажа фотограф предлагает к публикации 30–40 кадров, из которых редактор потом выбирает 5–10, то при коммерческой съемке ваш «стандарт» — 200–300 кадров, а если позволяют условия (например, много гостей, разнообразная программа мероприятия) — то 400–500. И все эти кадры должны быть одинаково качественными. Именно стабильность качества фотографий — обязательное требование к коммерческой съемке.
Думаю, вы уже поняли, что коммерческая репортажная фотография — это совершенно обособленный жанр, имеющий массу своих особенностей и нюансов в работе. Именно о них и поговорим подробнее.
Итак, попробуем разобраться с тремя основными направлениями репортажной съемки.
Свадебный репортаж
По сути, на свадьбе есть три основных действующих лица:
* молодожены;
* гости;
* артисты.
* гости;
* артисты.
Ваша задача — не просто отснять этих людей, но и запечатлеть их общение, взаимодействие. Если вы снимаете маму/папу/дедушку/шурина невесты в момент произнесения тоста — кроме крупнопланового портрета обязательно сделать общий план гостя и молодоженов, в идеальном варианте — кадр, где они обнимаются, улыбаются, дарят подарки, цветы или чокаются бокалами.
Кстати, о бокалах. Иногда случается так, что гости за столом не очень активно общаются между собой или вообще уткнулись в свои тарелки. Тогда стоит подойти и попросить их дружно поднять бокалы и, чокаясь, улыбнуться. Не забываем о главном правиле — «праздник удался».
Если вы снимаете выступление артиста, обязательно запечатлейте реакцию молодоженов и гостей на представление — улыбки, заинтересованные взгляды, аплодисменты.
Во время съемки корпоратива важно помнить самое главное: корпоративный праздник — это имиджевое мероприятие для служащих компании. А значит, вы должны запечатлеть все имиджевые атрибуты на этом празднике — «звездных» артистов, красивые декорации, оригинальные развлечения, предложенные гостям. В общем, показать все то, на что были потрачены деньги компании. Старайтесь строить композицию так, чтобы по возможности запечатлеть в кадре логотип компании и название самого мероприятия.
Сделайте несколько абстрактных кадров: красивая деталь интерьера, гастрономические изыски на столе или интересное световое шоу. Такие кадры хорошо подходят для оформления буклетов и статей внутрикорпоративного журнала.
Ну и, конечно, не забываем о позитиве — ваши фотографии должны показывать, что сотрудникам компании весело, они радуются празднику и жизни в целом, а деньги компании потрачены не зря.
Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач
Самая большая сложность работы фотографа на съемочной площадке — сделать интересный репортаж, не помешав самому съемочному процессу. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
* Перед началом съемки обговорите с оператором «мертвые зоны», то есть места, откуда вы можете спокойно снимать без риска оказаться в кадре.
* Обязательно обговорите возможность использования вспышки. Как правило, использовать вспышку на съемочной площадке нельзя по понятной причине — отсвет будет заметен в кадре. Поэтому самый лучший вариант для фотографа — это съемка во время репетиций. Очень часто и киношники, и телевизионщики репетируют сцену перед съемкой на камеру, а значит, вспышка никому не помешает и вы сможете спокойно работать.
* Не стоит забывать о золотом правиле фотографов: хорошая репортажная фотография должна отвечать на три вопроса — «Что? Где? Когда?». Поэтому старайтесь выстраивать кадр так, чтобы в нем присутствовали атрибуты съемочной площадки — камеры, микрофоны и пр.
* Кроме фотографий самого съемочного процесса обязательно сделайте фотографии «бэкстейджа» — работы визажиста с актерами, постановки света, общения режиссера со съемочной группой.
Текст: Саша Свет Сайт: prophotos.ru