Москва в центре братьев Люмьер
Проект Центра фотографии им. братьев Люмьер "Московские истории. ХХ век. 1900-1960 гг." - это уникальная возможность совершить путешествие по российской столицы первой половины ХХ века.
Более 300 архивных фотографий Москвы, охватывающих период 1900-1960-х годов, расскажут о прошлом столицы: укладе жизни ее обитателей, изменениях в архитектурном облике Москвы, знаковых исторических событиях.
В фотографиях нашли отражение различные стороны жизни столицы за полвека: Русские революции (1905, 1917), замены царских орлов на пятиконечные звезды на башнях Кремля (1935), хорошо отрежессированные парады 30-х годов, открытие ВСХВ (1939), Великая Отечественная война (1941-1945) и парад Победы, строительство Московского Университета на Воробьевых горах (1953) и открытие стадиона Лужники (1957), IV Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957) и много других событий, важных для жизни москвичей.
Благодаря уникальному свойству репортажной фотографии сохранять мельчайшие детали и атмосферу ушедшей эпохи для следующих поколений, на выставке можно будет увидеть грузовики на Красной площади, очереди в мавзолей, появление двухэтажных троллейбусов на улице Москвы. Снос старого города, строительство сталинских высоток, военная Москва и первые дни мирной жизни - все это прошло через человеческие жизни и запечатлено в фотографиях, выполненных классиками российского и советского фоторепортажа, а также фотографами-любителями.
Джеймс Таррелл в "Гараже"
Центре современной культуры "Гараж" представляет первую в России персональную выставку одного из самых значимых художников современности Джеймса Таррелла.
Ретроспектива этого американского мастера охватывает 40 лет его творчества, в том числе его ранние эксперименты со световыми проекциями 1960-х.
В "Гараже" представлены 15 световых работ, в том числе бескрайний и не имеющий образа пейзаж "Пуруша" (2011). Эти последние произведения позволяют зрителю оказаться в пейзаже, полностью выполненном из света, погрузившись в "чистую солнечную ванну", что порождает ощущение полной потери пространства. Таррелл описывает этот эффект как свойство "чувствовать глазами", как не только эстетический, но и духовный опыт.
Кроме того на выставке света представлены работы из серий "Конструкции разделения пространства", "Пространственные конструкции поверхности" и "Заклинивание", а также семь отражающих и пропускающих свет голограмм.
Борис Аронсон в галерее "ПРОУН"
На выставке "Борис Аронсон и театр" в галерее "ПРОУН" представлены около 70 театральных работ – эскизов для спектаклей еврейских театров Нью-Йорка 1920-1940-х годов, в которых крупнейший сценограф ХХ века сумел передать принципы Культур-Лиги – соединение традиционного и либерального "еврейского стиля", сформированные им еще в журнале Культур-Лиги. Это подчеркнутая двухмерность изображений, их условность, символичность и графичность, выявление эстетической ценности еврейского шрифта.
В духе времени так называемого "героического авангарда" Аронсон настаивал на приоритете абстрактных качеств еврейского стиля над повествовательными: "национальный элемент в искусстве находит воплощение посредством живописных абстрактных ощущений, которые раскрываются через специфический материал восприятия ("ойфассунг-матерйал"), благодаря чему современные еврейские художники обнаруживают свое национальное начало, даже не желая или не сознавая этого".
Выставка Аронсона интересна не только театральным художникам и сценографам, но и историкам и поклонникам творчества Русского авангарда, его еврейской ниши, а также тем, кто хочет больше узнать о деятельности Культур-Лига (одним из ведущих деятелей которой был Аронсон), общественно-политической организации, претендовавшей в 20-е годы прошлого века на роль лидера еврейской национальной культуры.