В прокат выходят «Охотники за привидениями» — перезагрузка комедии про гоняющихся за призраками ученых, в которой мужчин заменили на женщин, а секретаршу — на Криса Хемсворта.

Старая подруга Эбби (Мелисса Маккарти) помимо воли сыграла с Эрин (Кристен Уиг) злую шутку, переиздав их давным-давно позабытую книгу про привидений. Красивый томик поставил жирный крест на научной карьере Эрин, и, немного пострадав, она решила объединиться с Эбби и еще одной отчаянной дамой по фамилии Хольцманн (Кейт Маккиннон), дабы заняться ловлей призраков и прочей нечисти. Поначалу дела, конечно, идут так себе, а комментарии на YouTube носят преимущественно оскорбительный характер, но зато секретаршей к девушкам устраивается преглуповатый качок (Крис Хемсворт).

Кроме того, вскоре в метро, гремя цепями, объявляется долговязое чудовище, которое оказывается лишь первым шагом к открытию опасного портала между мирами, предотвратить который могут лишь... правильно, «Охотники за привидениями».

История производства новых «Охотников» насчитывает больше 15 лет. В какой-то момент Дэн Эйкройд хотел снять третий фильм, отправив героев в ад. Потом речь пошла о преемственности поколений — персонажи оригинального фильма должны были передать эстафету молодым. Примерно тогда же в состав бригады решили ввести девушек. В результате дело сдвинулось с мертвой точки — благодаря режиссеру «Шпиона» Полу Фигу, который заявил, что хочет перезагрузить франшизу, предоставив полностью передать женщинам право на борьбу с Зефирным человеком и его собратьями.

Перезагрузка — это всегда дело опасное.

С одной стороны, со времен выхода первых «Охотников за привидениями» прошло больше 30 лет, а значит, по логике студийных продюсеров выросло новое поколение зрителей, заслуживающих актуализированной версии героев. С другой — слишком уж усердствовать в ревизионизме тоже дело неблагодарное — достаточно вспомнить печальную судьбу четвертого «Терминатора», которого прокляли все без исключения зрители, несмотря на очевидные достоинства и смелость. Пол Фиг выбрал, в общем, самый ушлый, но в то же время и рискованный вариант: попытался угодить вообще всем. Он снабдил свой фильм обильными цитатами, которые согреют сердце всякому поклоннику оригинала: панорамы Нью-Йорка, разборки в небоскребах, погромы в ресторанах — все на месте. Для верности в фильме появляются Эйкройд, Билл Мюррей, Энни Потс и Эрни Хадсон, которые хотя и не вернулись к своим ролям, но символически благословили проект, посвященный памяти четвертого охотника — комедиографа и актера Харольда Рэмиса, скончавшегося два года назад.

Фиг, на счету которого суперуспешные «Копы в юбках» и «Шпион», выбрал удачный в смысле конъюнктуры путь для обновления художественного мира, придав повествованию отчетливый феминистский пафос.

Однако, несмотря на верность всех расчетов, новые «Охотники» вряд ли смогут встать в один ряд с первой и второй (по мнению многих, не слишком удачной) картинами. Дело в том, что оригинальные фильмы держались на уникальном сплаве лихости, наглости и добродушия, которые обеспечивали исполнители главных ролей, активно участвовавшие в производстве на всех этапах. В известном смысле это был авторский проект Дэна Эйкройда и его друзей, между которыми уже была пресловутая химия, прошедшая испытание телешоу «Субботним вечером в прямом эфире». Уиг, Маккарти и Маккиннон — прекрасные актрисы, но слишком очевидно, что они не банда, которой были артисты из первого фильма, они проходили кастинг в штатном режиме и на экране с разной степенью успешности и вдохновения отрабатывают предложенные партии. Здесь, безусловно, есть удачные скетчи (больше всех преуспела Маккиннон, будто срисованная с мультипликационной инкарнации героя Рэмиса), но они смотрятся как вставные номера, а временами и вовсе выпадают из ритма.

Разумеется, справедливы доводы тех, кто хвалит фильм за то, что его героями в кои-то веки стали обычные женщины, а не, допустим, Скалетт Йоханссон и грядущая «Суперженщина» Галь Гадот. Но записать этот факт в художественные достоинства все-таки сложновато — как, впрочем, и в недостатки. Куда весомее другое. В рамках недавнего Московского кинофестиваля были организованы ностальгические показы оригинальной дилогии на большом экране, и всякий, кто на них прорвался, подтвердит, что, несмотря на рисованные спецэффекты, эти фильмы сильно выигрывают у недурной, но слишком уж расчетливой новинки.