Люку Бессону, поставившему французское кино на поток, исполняется 57 лет. Пока кинематографист работает над новыми проектами, мы вспоминаем самые яркие прошлые работы мастера.

На его счету почти полторы сотни фильмов, и ещё восемь уже находятся в производстве, он экранизировал историю Жанны д’Арк и явил миру Натали Портман, опускался на дно океана, чтобы снять документальное кино о дельфинах, и написал несколько книг для детей, продававшихся миллионными тиражами, а сейчас работает над фильмом о гибели подводной лодки «Курск». Но в истории мирового кино Люк Бессон останется как автор зубодробительных блокбастеров, события в которых развиваются на околосветовых скоростях.

В честь дня рождения одного из самых плодовитых кинематографистов Франции АиФ.ru вспоминает десять самых адреналиновых картин.

«Никита»: «Она убивает. Чтобы выжить»

Триллер «Никита» о похищенной спецслужбами и ставшей секретным агентом девушке вышел на экраны в 1990 году — это был уже четвёртый фильм, в котором Люк Бессон выступил в качестве режиссёра и сценариста. Главную роль режиссёр отдал своей супруге Анн Парийо и не прогадал — актриса настолько удачно создала образ загнанной в ловушку девушки, что «Никита» стала её билетом в Голливуд. Сам фильм добился оглушительного успеха: девять номинаций на премию «Сезар» и статус первой французской картины, собравшей в прокате США и Великобритании более пяти миллионов долларов. «Я за равноправие и не согласен, что женщины — слабый пол, — рассказывал Бессон. — Мне всегда было интересно изучать характеры сильных женщин». Позже этот интерес проявится ещё в нескольких картинах и в первую очередь в фильме…



«Пятый элемент»: «Должен быть найден»

В 1997 году состоялась премьера комедийного боевика «Пятый элемент» — самого дорогого на тот момент фильма, снятого за пределами Голливуда. Разгоняющийся с каждой сценой фантастический боевик повествует о борьбе землян с угрозой инопланетного вторжения и поисках таинственного артефакта — «пятого элемента», который должен спасти человечество. Возможно, этот фильм затерялся бы среди других научно-фантастических побоищ, популярных в конце 90-х, но Бессону удалось собрать на площадке целое созвездие актёров, придавших картине уникальное очарование и неповторимый юмор: Брюс Уиллис в роли бойца элитного отряда в отставке, эксцентричный и неуравновешенный торговец оружием в исполнении Гэри Олдмена, известный стенд-ап комик Крис Такер, очаровательная Милла «Биг-бада-бум» Йовович и музыкант Эдриан Тоус, более известный как Tricky, в роли лидера монголоров — вот главные элементы успеха картины.



«Такси»: форсаж по-французски

Максимальных оборотов Люк Бессон достиг при работе над сценарием к фильму «Такси» (режиссёром выступил Жерар Пирес), комедии о погоне за грабителями банков. Безбашенный таксист, презирающий правила дорожного движения, и захиревший в кабинете инспектор волею судеб вынуждены фактически собственными силами ловить неуловимые красные «Мерседесы». «Такси», триумфально прошедший по кинотеатрам Европы и США, явил миру сразу нескольких восходящих звёзд французского кино: Сами Насери, Фредерика Дифенталя и Марийон Котийяр, которая через десять лет получит «Оскар» за лучшую женскую роль в картине «Жизнь в розовом цвете». «Такси» завоевал целую армию поклонников по всему миру и впоследствии превратился в самостоятельную франшизу из четырёх серий.



«Васаби»: «Для тех, кто любит поострее»

В 2001 году Люк Бессон отправил героя Жана Рено спасать молодую девушку — его дочь, за которой охотится мафия. Сюжет во многом перекликается с другой работой Бессона — знаменитой драмой «Леон», в которой наёмный убийца в исполнении всё того же Рено взял шефство над девочкой-сиротой. На этом (и нескольких отсылках) сходство заканчивается: «Васаби» — это лёгкий приключенческий боевик с очаровательным французским юмором в декорациях якудзы, драк и перестрелок. Увы, в прокате картина провалилась, с трудом отбив половину бюджета, но среди российских зрителей оказалась довольно популярной, и в первую очередь, за счёт грубоватой, но ироничной харизмы Жана Рено.



«Ямакаси: Новые самураи»

В том же году на экраны вышел приключенческий фильм «Ямакаси» — рассказ о семи паркурщиках, изворотливо бегающих от жандармерии по крышам небоскрёбов и вызывающих настоящий трепет у детишек в округе. В комплекте с фильмом идут французский хип-хоп в формате саундтрека, фирменный юмор Люка Бессона и огромное количество умопомрачительных трюков в декорациях городских пейзажей. Именно трюки являются главным двигателем фильма. Роли «Ямакаси» исполнили настоящие паркурщики, до этого гастролировавшие с мюзиклом Notre Dame de Paris. Выход фильма спровоцировал небывалый рост популярности паркура, после чего он был признан в качестве спортивной дисциплины.



«Перевозчик»: «Правила создаются, чтобы их нарушать»

В 2002 году Люк Бессон написал сценарий и спродюсировал боевик «Перевозчик» — ещё один экшн, в котором машины в скорости не уступают пулям. Главные роли в картине исполнили Джейсон Стейтем и чёрная BMW, вокруг которых развиваются все события. Отчаянные погони и драки в лучших традициях боевиков Джона Ву сделали тогда Стейтема суперзвездой и заработали в прокате свыше 40 миллионов долларов — вдвое больше бюджета. На волне успеха картины Бессон спродюсировал ещё три части и два сезона сериала, где Стейтема в роли главного героя сменил Крис Вэнс.



«Мишель Вальян: жажда скорости»

Автомобильную тему Люк Бессон закрыл для себя экранизацией комиксов Жана и Филипа Гратонов о гонщике по имени Мишель Вальян. События в фильме разворачиваются вокруг соперничества двух фаворитов марафона «24 часа Ле-Мана» — самого престижного соревнования Франции. Чтобы помешать Вальяну одержать победу, враги похищают и угрожают убить отца главного героя, и тому приходится выбирать между жизнью отца и победой в гонке. Фильм не вызвал большого ажиотажа среди широкой публики, но для тех, кому Мишель Вальян дороже Спиди Гонщика, стал настоящим подарком — Бессон трепетно воспроизвёл комикс, постаравшись передать реальную атмосферу автомобильных гонок.



«13-й район»: разборки в гетто

Через три года после выхода «Ямакаси» Люк Бессон возвращается к паркуру, только теперь со спецназовцем под прикрытием, тоннами оружия и нейтронной бомбой. Одну из главных ролей в картине исполнил Давид Белль, входивший в группу «Ямакаси», но отказавшийся сниматься в том фильме, а компанию ему составил Сирил Раффаели — профессиональный каскадёр. По сюжету, в недалёком будущем (в 2010 году) неблагополучные пригороды обнесены стенами, внутри которых всем заправляют вооружённые головорезы. Главным героям предстоит спасти похищенную мафией девушку и обезвредить разрушительную ракету, нацеленную в самое сердце Парижа. В качестве бонуса — Биби Насери, младший брат звезды фильмов «Такси», в роли жестокого сверхзлодея. «13-й район», собравший в прокате в девять раз больше, чем потрачено на съёмки, впоследствии обзавёлся двумя продолжениями, в одном из которых поучаствовал Пол Уокер, известный по серии фильмов «Форсаж».



«Дэнни цепной пес»: «Связанный насилием, освобождённый музыкой»

В 2004 году на экраны вышел остросюжетный боевик «Дэнни цепной пес» о воспитанном британскими гангстерами наёмном убийце, беспрекословно выполняющем любую волю хозяина — Барта в исполнении Боба Хоскинса. Картина могла бы остаться ещё одним банальным парадом восточных единоборств, если бы не музыка бристольской группы Massive Attack, ставшая скелетом фильма. Сценарий к картине Бессон написал специально для Джета Ли, а поэтому количество сцен драк превосходит любые нормы — ради такого экшна фильм и задумывался.



«Револьвер»: детище Бессона и Ритчи

В 2005 году на экраны вышел криминальный триллер «Револьвер», снятый Гаем Ритчи по сценарию Люка Бессона. Совместный проект стал настоящим откровением для обоих — бессоновский текст в эстетике Ритчи получил неожиданный видеоряд, а самому режиссёру позволил отойти от приёмов, обкатанных в фильмах «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш». Помимо перестрелок и головоломок аферистов, «Револьвер» также может похвастаться удивительно гармонично сработавшимся дуэтом Джейсона Стейтема и Рэя Лиотты, а также запоминающимся образом Утилизатора в исполнении Марка Стронга.



Бессон и будущие проекты

Последним громким фильмом Люка Бессона стала картина «Люси», в которой главная героиня, благодаря новейшему наркотику, приобретает сверхчеловеческие способности. Бессон работает над сиквелом картины, хотя первоначально продолжение не планировалось. Вместе с этим французский кинематографист вместе с Томасом Винтербергом работает над картиной «Курск», но основные усилия Бессона сосредоточены на съёмках «Валерьяна и города тысячи планет» — научно-фантастического фильма с участием Клайва Оуэна, Рутгера Хауэра, Джона Гудмана и Итана Хоука, а также певицы Рианны и фотомодели Кары Делевинь. Премьера картины ожидается в январе 2017 года.