Андрей Зайцев, дебютировавший четыре года назад с музыкальными «Бездельниками» по мотивам раннего Цоя, уже тогда привлекал к себе внимание лёгкостью обращения с на самом деле очень тяжёлым материалом: снимать бытовые истории без лишнего пафоса и надрыва, чтобы они при этом не превращались в сериал (или, если брать предмет данного обсуждения — «Ералаш»), и самое главное — не начинали банально фальшивить, притворяясь «настоящей жинзью», как в дебильных фильмах Жоры Крыжовникова — это далеко не просто. Во всяком случае с подростково-молодёжным полуэротическим кино как жанром у нас справился до сих пор один только Кавун в фильме «Детям до 16», но там всё-таки были студенты, к концу фильма окончательно взрослеющие, а тут — четырнадцатилетные оболтусы. Как вообще в нашем зашоренном и испуганном Мединским поколении кто-то может снимать про вполне плотско-чувственное, хотя и вполне возвышенное влечение двух подростков, да ещё и чтобы на выходе не хотелось морщиться от гадливого чувства, обычно преследуюшего любой отечественный кинопросмотр?

С фильмом «14+» могло случиться что угодно — юные актёры не сумели бы сыграть, сценарист не сподобился бы написать, оператор не извернулся бы снять, да и вообще подобная тематика требует невероятной точности всех деталей, иначе сразу попрёт фальшак и сериальщина. Это как играть в футбол на минном поле. И тем удивительнее тот факт, что ничего страшного не случилось. Фильм не превратился в клоунаду, а остался фильмом про настоящую первую любовь от первой встречи до первого поцелуя и далее по первый секс включительно. И все эти треволнения простой, как валенок, неопытной, как Наташа Ростова на балу, но живой подростковой души не выкинуты по пути в корзину, а тщательно перенесены на экран, без боязни крупных планов и скользких моментов, и самое главное без попыток обойти, избежать, схалтурить, увернуться или притвориться, что этот плохой дубль на самом деле хороший.

Тут точно всё — кастинг, диалоги, характеры, ситуации. Единственное, что упущено — это возможность конкретизировать место и время. Речь идёт об абстрактном спальном районе Москвы (но и столица тут исключительно в виде наличия метро), время действия кусочно-гладко растянуто с поздних девяностых по ранние десятые, даже технические прибамбасы в кадре собраны из эпох ну совершенно разных, да и одежда на главных героях нарочито обобщённая, в отличие от настойчиво демонстрируемых в кадре «селфи», которые как раз локализованы очень конкретно.

Впрочем, эта обобщённость и даже порой абстрактность обстоятельств, повторюсь, с запасом перевешивается невероятной точностью достаточно скупой на эмоции игры двух главных героев, когда мельчайшие нюансы вроде этих носков в кадре оживляют фильм куда эффективнее любой конкретики в смысле географии или хронологии. И хорошо, что наше кино ещё способно преподносить такие сюрпризы.