Киноальманах «Новые русские 2» представляет новое поколение отечественных кинематографистов, которые уже умеют снимать в разных жанрах и стилях.

Основная претензия к российскому кино обычно заключается в одном — нет молодых. Казалось бы, да и откуда им взяться, если во главе Союза кинематографистов «знакомые все лица», а выпросить у государства хотя бы небольшой, по меркам кино, бюджет требует невероятных усилий и изворотливости? Но молодые режиссеры делают что могут. И начинают зачастую с короткого метра.

Альманах в двух частях под названием «Новые русские» пытается собрать воедино на первый взгляд совершенно разнородные элементы.

Одни режиссеры тяготеют к экшену, другие к морализаторству, третьи к красивой картинке, а четвертые пытаются воссоздать русский артхаус. Несмотря ни на что в конечном итоге эти короткие зарисовки действительно объединяются во что-то цельное, а именно — в общий портрет возможного и, наконец, светлого будущего российского кино.

Например, оригинальная короткометражка Никиты Тамарова «Портфолио» — это настоящее воскрешение жанрового кино, которого в России катастрофически не хватает. История о работнике загадочного похоронного бюро, развивающаяся как полный абсурд, снята стильно, динамично и, что самое важное, с замечательным юмором (даже лучше — черным).

В коротком диалоговом метре Светланы Самошиной «Как жизнь без любви» возрождается то кино, которое по-прежнему неразрывно связано с театром. Здесь важны диалоги и актерская игра, мастерски вписанные в минимализм локаций. С этой задачей прекрасно справляются Александр Яценко и Анна Шепелева. Слегка пошатывающаяся, как выпившие герои, камера просто осторожно следит за мимолетной встречей двух незнакомых людей.

Фильм Владлены Санду — тот самый артхаус, который сейчас правит бал в российском кино, однако ничуть не становится от этого хуже. В истории Киры нет ничего нового для искушенного зрителя, но все же и забывать о ней не стоит. Может быть, чтобы таких историй было поменьше в реальной жизни.

Сложнее с теми, кто оказался в этом альманахе, будучи на самом деле не так уж молод.

40-летнего Павла Руминова, обладателя «Кинотавра», в фильмографии которого значатся уже штук семь полнометражных работ и еще немало коротких метров, новичком уж точно не назовешь. Наверно, именно поэтому его работа про девушку (полнее не опишешь) в сборнике кажется самой лишней. Как будто на дискотеку вдруг зашел кто-то из родителей и стал учить молодежь как жить и любить по-настоящему.

Так же и актер Кирилл Плетнев, недавно перешедший в режиссуру, присутствует и в первой, и во второй части альманаха. Короткий метр «6.23» откровенно напоминает короткую версию «Бердмена», из которого вырезали все хорошее, а «Настя» (к слову, победитель «Кинотавра» этого года в секции короткого метра) излишне мудрствует.

В итоге получается, что первая часть сборника дышит свежей живой энергией разного, нового и интересного кино, а вторая несильно, но все-таки ее же и душит. Возможно, пришло время перестать объединять и сравнивать молодых с заслуженными, развести их по разным углам и дать зрителю возможность в равной степени наслаждаться и тем, и другим.