Российские кинокритики на премии «Белый слон» признали лучшей лентой «Географ глобус пропил» Александра Велединского, режиссерская награда присуждена Кире Муратовой, а фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» стал главным событием и получил почетный приз.

Вручены очередные «Белые слоны» — российская Гильдия кинокритиков и киноведов в 16-й раз назвала лауреатов своей награды. Лучшим фильмом 2013 года критики признали картину Александра Велединского «Географ глобус пропил» — экранизацию одноименного романа пермского писателя Алексея Иванова.

«Географ» победил еще в двух номинациях «Белого слона»: призы достались актерам Константину Хабенскому и Елене Лядовой, исполнившей в фильме главные роли.

Примечательно, что премия одной из двух киноакадемий России — «Золотой орел» — несколько дней назад также отметила игру Хабенского и Лядовой. Кроме того, «Орла» получил и Велединский: он стал лауреатом награды в режиссерской номинации, а вот «Белого слона» ему не досталось.

Лучшим режиссером прошедшего года кинокритики выбрали Киру Муратову за фильм «Вечное возвращение».

Картина эта, конечно, не российская (Муратова работает на Украине), но в ней собрался замечательный ансамбль отечественных актеров — Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова и другие, — которые по парам разыгрывают одну и ту же сцену. Эта лента в прошлом году получила «Нику» (награду второй российской киноакадемии) в категории «Лучший фильм СНГ и стран Балтии».

А на нынешнем «Белом слоне» «Вечному возвращению» досталась победа еще в одной номинации — приз «Голос», который присуждает секция молодых кинокритиков.

Вообще большинство лауреатов «Белого слона» принадлежат к авторскому кино, которое, как правило, почти не замечают на «Золотом орле».

Из блокбастеров прошлого года премию получила только спортивная драма Николая Лебедева «Легенда №17»: награду фильму принес композитор Эдуард Артемьев, выигравший в номинации «Лучшая музыка».

В трех категориях победила этнографическая фантазия Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари»: в своих номинациях были отмечены оператор картины Шандор Беркеши, сценарист (и автор литературного первоисточника) Денис Осокин и художники-постановщики Зорикто Доржиев и Артем Хабибулин

Призы за лучший дебют и лучшую мужскую роль второго плана (Евгений Ткачук) получила драма «Зимний путь», снятая актерами Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой;

эта картина была отмечена на фестивалях «Окно в Европу» и «Московская премьера», долго пробивалась в прокат из-за поднятой темы любви между двумя мужчинами и должна появиться в кинотеатрах 20 февраля.

Еще один провокационный фильм — «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова — выиграл «Белого слона» лишь в одной категории:

приз за роль второго плана присужден Юлии Ауг.

Короткометражный мультфильм «Бессмертный» Михаила Алдашина стал лауреатом в анимационной категории, а лучшим документальным фильмом критики признали «Кровь» Алины Рудницкой.

Ну а последняя работа режиссера Алексея Германа-старшего, экранизация повести братьев Стругацких «Трудно быть богом», заставила членов гильдии объединить две номинации: эта картина получила почетный приз имени киноведа Мирона Черненко и была признана событием года.