Показом фильма "Мировая война Z" с Бредом Питтом в главной роли открылся 35-й Московский международный кинофестиваль. «Газета.Ru» выбрала 25 фильмов, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

В конкурсной программе ММКФ вновь нет ни одного имени, вызывающего желание непременно увидеть представляемый им фильм, зато есть сразу три российские картины. Наиболее интересной из них представляется «Роль» Константина Лопушанского, в которой герой Максима Суханова проживает не свою жизнь на фоне послереволюционных 1920-х годов в России. Лопушанский был вторым режиссером на съемках «Сталкера» Андрея Тарковского, считает себя его учеником, экранизировал повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди» и всем сюжетам предпочитает конец света.

Два других российских участника: «Скольжение» Антона Розенберга про коррумпированных сотрудников Госнаркоконтроля (это полнометражный дебют, выросший из выпускной тридцатиминутки) и «Иуда» Андрея Богатырева: режиссер фильма «Баги» (специальное упоминание жюри конкурса ММКФ «Перспективы» в 2011 году) экранизировал повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот».

Главное изменение по сравнению с прошлым годом — отказ от упомянутой выше конкурсной программы художественных фильмов «Перспективы». Решение более чем понятное: какой смысл создавать «вторую лигу», когда нет возможности собрать звездную первую. Если авторитет фестиваля не позволяет заманить сколь-нибудь известных создателей,

разумнее не делить равно неизвестные фильмы на две равно неубедительные программы, а сделать ставку на еще не открытые имена, собрав их в одном конкурсе.

Ввиду описанного положения дел заботы о судьбах основного конкурса оставим организаторам фестиваля и постараемся сориентироваться в многообразии прочих программ: обещанных в этом году 364 фильмов могло бы хватить на целый год, но фестивальному зрителю предстоит уложиться в 10 дней, так что мы выбрали 25 фильма, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

Программа «8 ½ фильмов»

«3x3d» реж. Жан-Люк Годар, Питер Гринуэй, Эдгар Пера

Три режиссера-экспериментатора из Франции, Британии и Португалии попытались применить 3D, зарабатывающее создателям блокбастеров миллиарды в качестве инструмента в авторском кино. Получились три короткометражки, в которых трехмерная картинка это не столько аттракцион, сколько поиск новых средств выражения.

«Вечное возвращение» реж. Кира Муратова

Раз за разом приходит герой к своей подруге, с которой не виделся много лет, и ищет ее совета: что делать, если равно любишь и жену, и любовницу, но жить в этом треугольнике не можешь? Непонятый жюри и зрителями Римского кинофестиваля фильм гениального режиссера из Одессы — вдохновенная, очень смешная и горькая рефлексия о непостижимости собственного занятия.

«Окончательный монтаж» (Final Cut: Hölgyeim és uraim) реж. Дьёрдь Палфи

В первом полнометражном фильме венгра Дьёрдя Палфи «Икота» по деревне ходил старик и икал, диалогов не было вовсе, а зритель наблюдал за расследованием убийства полутора сотен мужчин, отравленных женщинами. Затем был «Таксидермист» про три поколения мужчин: дед воевал, отец ел на скорость и ждал дня, когда скоростное поедание признает официальным видом спорта Международный Олимпийский комитет, а сын стал набивать чучела. Картина «Я тебе не друг» состояла из актерских, операторских и режиссерских импровизаций. В новом фильме Палфи монтирует идеальную женщину из классики мирового кино.

«Прикосновение греха» (Tian Zhu Ding) реж. Цзя Чжанкэ

Классик китайского социального кино снял четыре истории про бедных людей из четырех китайских провинций. Каждый из четырех героев сталкивается с несправедливостью системы, которая вынуждает нанести ответный удар: шахтер выступает против коррупции в родной деревне, девушка-администратор становится жертвой домогательств богатого клиента, один рабочий берет в руки оружие, другой постоянно соглашается на все более чудовищные условия труда. Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале.

«Эли» (Heli) реж. Амат Эскаланте

За драму про двенадцатилетнюю возлюбленную молодого полицейского, наркоторговлю и запредельную жестокость молодой мексиканский режиссер Амат Эскаланте получил на Каннском кинофестивале приз за режиссуру.

Программа «Вокруг света»

«Лучшее предложение» (La migliore offerta) реж. Джузеппе Торнаторе

Один из самых популярных на родине современных итальянских режиссеров снял с англоязычными актерами (Джеффри Раш, Дональд Сазерленд, Джим Стерджесс и другие) фильм про афериста, классическое искусство, загадочный древний механизм и роковую женщину. Шесть призов премии «Давид ди Донателло» итальянской киноакадемии.

«Пена дней» (L'Écume des Jours) реж. Мишель Гондри

Склонный к рукодельным эффектам француз взялся за экранизацию одного из самых причудливых и печальных романов. В «Пене дней» Бориса Виана одну влюбленную пару подстерегает смертельная болезнь героини (ее сыграла Одри Тоту), другую — одержимость героя творчеством автора «Тошноты» Жана-Соля Партра (философ заслужил карикатуру, уведя жену у писателя), мышь общается с котом, музыка мешается с алкоголем в пианококтейле, пространство меняет очертания в зависимости от состояния его обитателей. Вообразить все это на экране невозможно, ожидания от фильма — гнетущие.

«Утренняя звезда» (L'étoile du jour) реж. Софи Блонди

О режиссере фильма Софи Блонди мало чего известно, тем интереснее состав артистов в ее фильме. Дени Лаван, Чеки Карио, Беатрис Даль, певец и артист Игги Поп и другие разыгрывают сюрреалистическую историю про страсти внутри бродячего цирка: клоун переходит дорогу директору и вступает в связь с балериной, против него — штатный волшебник и собственная совесть.

Программа документальных фильмов «Свободная мысль»

«Истории, которые мы рассказываем» (Stories We Tell) реж. Сара Полли

В восемь лет Сара Полли играла жизнерадостную Салли Солт в «Приключениях барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама, к 30 превратилась в задумчивую женщину, которая снималась у Атома Эгояна, Кэтрин Бигелоу и Дэвида Кроненберга и начала снимать собственные фильмы про непростой внутренний мир, а теперь рассказала удивительную историю о своем рождении, родителях и семейных тайнах.

«Кровный брат» (Blood Brother) реж. Стив Хувер

Роки Браат хотел найти свою семью, а оказался волонтером в индийском приюте для больных ВИЧ-инфицированных. Сентиментальная история, полная шокирующих деталей, стала одним из самых обсуждаемых фильмов на американском фестивале независимого кино «Сандэнс», где получила Гран-при жюри и Приз зрительских симпатий.

Конкурс документальных фильмов

«Холокост — клей для обоев?» реж. Мумин Шакиров

Журналист, писатель и документалист Мумин Шакиров (на его счету фильм «Конкурс» про конкурс красоты в женской тюрьме) пригласил Евгению и Ксению Каратыгиных в эфир «Радио «Свобода» после того, как две юных сестры в эфире телепрограммы «Безумно красивые» в ответ на вопрос: «Что такое Холокост?» предположили, что такое название носит клей для обоев. Встретившись с девушками, автор решил свозить их на экскурсию в Музей «Аушвиц Биркенау» в польском Освенциме, и снять про то, какие переживания оставила у них поездка.

«Катастрофическая коллекция» (The Crash Reel) реж. Люси Уокер

Двукратный номинант на «Оскара» и лауреат Берлинского кинофестиваля Люси Уокер сняла документальный фильм про сноубордиста Кевина Пирса и оборотную сторону олимпийских медалей и постоянного усложнения трюков в погоне за лидерством: постоянный соперник Шона Уайта в хаф-пайпе, Пирс получил серьезную травму головы и теперь борется не за медали, а за жизнь и возможность вновь выйти на склон и встать на доску.

Конкурс короткометражных фильмов

«Иди и играй» (Komm und spiel) реж. Дарья Белова

Мальчик играет на улицах современного Берлина в войну и в его игре, в следах от пуль на стенах домов, в памяти режиссера и зрителей, немецких, русских, любых, оживают призраки войны настоящей. Дарья Белова уехала из Петербурга в Берлин учиться в киношколе, сняла там черно-белый фильм, название которого отсылает к страшной картине Элема Климова «Иди и смотри», участвовала с ним в «Неделе критики» на Каннском кинофестивале и получила приз «Открытие». Интервью Газеты.Ru с Дарьей Беловой можно прочитать здесь.

Программа «В раю Ульриха Зайдля»

«Рай: Надежда» (Paradies: Hoffnung) реж. Ульрих Зайдль

Завершающий «райскую» трилогию Ульриха Зайдля фильм «Рай: Надежда» рассказывает о девочке, которую отправляют на лето в лагерь для толстых детей. Обычно безжалостный к своим героям австрийский режиссер на этот раз снял пронзительную картину о подростковом и, шире, человеческом одиночестве и надежде на лучшую участь. Первые две ленты трилогии «Рай: Любовь» и «Рай: Вера» уже можно было увидеть в российском прокате, но их также повторят на фестивале.

Программа «Гала-премьеры»

«Капитал» (Le Capital) реж. Коста-Гаврас

Живущий во Франции греческий режиссер русского происхождения Коста-Гаврас снял фильм про буржуев, какими их рисовал революционный поэт Маяковский. Став главой крупного банка герой «Капитала» объявляет совету директоров: «Я Робин Гуд новой формации: мы продолжим грабить бедных и раздавать деньги богатым». Помимо новой картины на фестивале покажут ретроспективу с говорящим названием «Коста-Гаврас. Сопротивление»: за вошедшие в нее политические триллеры последовательный левак и революционер получал «золотых медведей» и «пальмовые ветви».

Программа «Дикие ночи»

«Идите лесом» (F*** For Forest) реж. Михаль Марчак

Героями фильма польского режиссера стали участники экологической группировки из Норвегии «F*** For Forest»: они собирают деньги на защиту окружающей среды, снимая порнографические фильмы со своим участием, и привлекают к себе и своей деятельности внимание, устраивая секс-акции в общественных местах.

«Только Бог простит» (Only God Forgives) реж. Николас Виндинг Рефн

Новый фильм датчанина Николаса Виндинга Рёфна с Райаном Гослингом в главной роли, кажется, не понравился никому из тех, кто видел его на Каннском кинофестивале. Его судьба в расписании ММКФ на момент подготовки этого материала также остается загадочной. Но если его все же покажут, не может быть никаких аргументов, способных отвратить от личного просмотра эпической неудачи этого автора.

Программа «Корейское кино сегодня»

«Джисеул» (Jiseul) реж. O Муэль

Еще один хит последнего американского «Сандэнса» (Гран-при мирового конкурса) — снятая живущим на острове Чеджу режиссером история про прошлое родного клочка земли. Когда в 1948 году американские войска в Корее объявили всех живущих в пятикилометровой зоне за пределами Корейского полуострова коммунистами, подлежащими уничтожению, полуграмотные островитяне толком не поняли приказ о выселении и спрятались от солдат в пещере. Игра в прятки на выживание затянулась на 60 холодных (и голодных — название фильма переводится как «картошка») дней.

«Ничья дочь Хэвон» (Nugu-ui Ttal-do Anin Haewon) реж. Хон Сан Су

Герои фильмов Хона Сан Су живут жизнью не слишком примечательной, но их переживания, пойманные в точных деталях и нюансах, оказываются близки многим. Хэвон переживает из-за эмиграции матери в Канаду и охлаждения отношений с любовником: профессора беспокоит а не терзания юной студентки, а страх быть разоблаченным. Печальные прогулки по Сеулу, алкоголь, новое знакомство составляют привычный набор тем режиссера, не похожего на более известных миру корейских поэтов насилия.

«Новый мир» (Sin-se-gye) реж. Пак Хун Чон

Кажется, дилогия про выборы в гонконгских триадах, снятая Джонни То, продолжается в работах соседей. Два фильма про смену власти в якудза («Беспредел» и «Полный беспредел») снял Такеши Китано. Пак Хун Чон показывает корейский вариант: глава клана Goldmoon погибает в странном ДТП: в переделе власти участвуют как преступники, так и те, кто поставлен с ними бороться.

Программа «Португальская эйфория»

«Наш любимый месяц август» (Aquele Querido Mês de Agosto) реж. Мигел Гомеш

«Табу» любимца прогрессивной европейской критики режиссера Мигела Гомеша фигурировало в большинстве списков лучших фильмов 2012 года и даже добралось до ограниченного проката в России. На ММКФ покажут его предыдущую и, пожалуй, более яркую работу: «Наш любимый месяц август» — кино о музыке, музыкантах, жаре, море, первой влюбленности, отцовском контроле и о кино.

«Странная история Анжелики» (O Estranho Caso de Angélica) реж. Мануэл Де Оливейра

Мануэл Де Оливейра родился в 1908 году, приступил к режиссуре в 1927-м, а с возрастом не только не устал от кино, но даже ускорился и уже лет тридцать снимает по фильму в год. Героиня «Странной истории Анжелики» (фильм участвовала в каннской программе «Особый взгляд» в 2010 году) умерла через несколько дней после свадьбы, но оживает в направленном на нее через объектив взгляде приглашенного семьей фотографа.

Программа «Ателье»

«Электрический стул. Бернардо Бертолуччи» (Sedia elettrica - Il making-of del film Io e te) реж. Моника Стамбрини

В ретроспективной программе «Почти весь Бертолуччи» покажут и «Последнее танго в Париже», и «Мечтателей» — но обратите внимание на документальный фильм о том, как прикованный к инвалидному креслу режиссер снимал в прошлом году картину «Я и ты». Отказавшись от 3D, он все же решился взять в руки цифровую камеру, хотя всю жизнь имел дело с пленкой. Девять недель съемок проходили преимущественно в подвале, где спрятались от мира двое юных героев. Бертолуччи снял неожиданно живое кино о подростках, а Моника Стамбрини — о том, как это происходило.

Программа «Сталинградская битва. Победители и побежденные»

«Собаки, вы хотите жить вечно?» (Hunde, wolt ihr ewig leben?) реж. Франк Висбар

В 1958 году вернувшийся в Германию из США режиссер Франк Висбар снял один из главных немецких фильмов о Второй мировой войне, соединив художественные съемки с архивными кадрами. На фоне вязнущего наступления немецкой армии молодой лейтенант Виссе переосмысляет происходящее, а затем оказывается на передовой в мясорубке Сталинградской битвы.

Программа «Специальные показы»

«Замок» реж. Алексей Балабанов

Пять фильмов недавно ушедшего режиссера, в том числе дебют «Счастливые дни», покажут в рамках программы «Памяти Алексея Балабанова». Однако «Замок» отчего-то помещен в другой контекст. Экранизация романа Франца Кафки — второй полнометражный фильм Балабанова, который превращает внутренний кафкианский абсурд в экзистенциалистскую картину о борьбе вопреки. А еще в этой картине одного ушедшего в этом году режиссера появляется другой: Алексей Герман-старший сыграл роль начальника X канцелярии Кламма.