«Соловей-разбойник», 2012 Режиссёр: Егор Баранов Сценарий: Иван Охлобыстин Оператор: Юрий Коробейников Композитор: Олег Нестеров Продюсер: Иван Охлобыстин В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Павел Прилучный и другие.

Если бы у Робин Гуда было огнестрельное оружие, жилось бы ему намного веселее. Вот о чём думаешь, вдыхая запах пороха на окраине мятежной деревни Клюево. Вдалеке раздаётся весёлый лай беспощадной Зиночки. Может быть, ей снова пора рвать когти? А возможно, она хочет сказать о том, что один в поле воин, если рядом верный пёс, а в кармане — лишняя обойма?.. Хотя едва ли она окажется лишней, когда на пути Соловья встретится очередная засада. Но не спешите горевать: птичку не жалко — она слишком хорошо вооружена, чтобы всерьёз опасаться за её судьбу. А может быть, быстрая и ловкая Зиночка не согласна с тем, что семеро одного не ждут?.. Ещё как ждут, если этот один — Иван Охлобыстин. Человек, способный синематограф — самое коллективное из всех искусств — превратить в экстравагантное соло.

Но всё же любому солисту иногда приятно почувствовать себя частью банды талантливых и безмятежных. Это особенно важно в двух случаях: когда готовишься кого-то ограбить и когда снимаешься в чёрной комедии. В истории с грабежом всегда нужен кто-то, готовый собрать деньги, пахнущие гарью. На съёмках же чёрной комедии важно, чтобы все участники кинопроцесса умели соединить в кадре гротеск и экспрессию со сдержанным юмором, каскадёрской лихостью и невозмутимостью Бастера Китона. На площадке «Соловья-разбойника» подобралась как раз такая компания: здесь каждый, от исполнителей главных ролей и режиссёра до актёров массовки и осветителей, доказал, что для него чёрная комедия — это не просто жанр, а в первую очередь — большое удовольствие.

В современном кино с его бесконечными уставшими от самих себя франшизами и угрюмыми комиксами, с бесчисленными фильмами, где смешение жанров уже не царит, а будто скрывается от злых сценаристов-преследователей — в этом порой безжалостном по отношению к зрителю мире, чистый жанр кажется долгожданным подарком к празднику. Словно кинематографисты вдруг решили порадовать тебя, наполнив кадр бесшабашным весельем, погонями и перестрелками.

Все много и с радостью стреляют, и каждый выстрел здесь — не плод любви спецэффекта и комбинированной съёмки, а специально приглашённая звезда. И при этом выстрел остаётся выстрелом, а погоня — погоней, ведь по неписанным законам чистого жанра, ни одна деталь не должна казаться чем-то большим, чем она есть на самом деле. Всё названо своими именами — никакой ложной многозначности. Выживают только те, кто от души веселится, персонажи, склонные к унынию и взяточничеству, слишком быстро умирают. Всюду алая, снятая по голливудскому госту кровь, но ведь реки крови — не штормовое предупреждение, а значит: купаться в них никто не запрещал. На то она и чёрная комедия, чтобы зрители хохотали, облачившись в целлулоидный траур.

Иван Охлобыстин относится к той редкой категории сценаристов, которые с удовольствием и в полной мере пользуются тем, что уже давно перестало быть технической новинкой, а для некоторых авторов превратилось в сущее наказание: речь идёт, конечно, о звуке. Стоит только соловьиным персонажам заговорить, становится ясно: автор вложил в их уста замечательные диалоги. Если в иных фильмах герои томятся от кульминации к финалу картины, обмениваясь необязательными, безликими репликами, то у Охлобыстина в «Соловье» персонажи произносят только меткие, воздушные фразы, инкрустированные искромётностью и порой лёгким намёком на философское обобщение.

И главная ценность этих диалогов не в том, что их могут разобрать на цитаты зрители с хорошей памятью, склонные украшать свою речь лингвистическими кружевами; и однажды эти отточенные, полные жизни и выдумки фразы пустятся в свободное плавание по всяким твиттерам, помогая хозяевам профилей иллюстрировать свои мысли и эмоции. Ценны эти диалоги в первую очередь тем, что они всегда точно и ёмко выражают характеры персонажей и с долей иронии описывают происходящее на экране. Нет ни одного случайного слова, нет вставных шуток — любая реплика органична для персонажа, который её произносит.

Как всё-таки Охлобыстин искусно владеет словом! Конечно, талант помогает ему чувствовать себя комфортно в разных творческих ипостасях, но писать хорошие сценарии — это дар, который жаль менять даже на успешную актёрскую карьеру, поэтому пускай пишет больше и чаще. Может быть, это нам пытается лаем сказать беспощадная Зиночка?.. Скорее всего, она говорит о том, что ей, как и другим её коллегам-актёрам, было интересно и приятно сниматься в «Соловье». Ведь каждый получил возможность побалагурить в кадре, неоднократно и со знанием дела нарушить закон, снова пошалить, произнести яркие и весёлые реплики и, конечно, пострелять.

Это только русский бунт у нас бессмысленный и беспощадный, а смешная отечественная комедия — событие в жизни зрителя редкое и исполненное смысла. Вот и получилось, что грабители — это вооружённые до зубов волшебники, а бунт их — настоящее чудо, случившееся с киноманами в день защитника Отечества от дураков, предателей и всех тех, кого ещё пожелает застрелить «мятежная душа» Соловья-разбойника.

До встречи в кино.

Автор статьи: Надежда ЗАВАРОВА