«Тихое место», «Холодный расчет» и другие фильмы, которых не хватает очередному оскаровскому пулу

Телеведущий Джимми Киммел угодил в новости, поделившись мнением, что на месте «Не смотрите наверх» в оскаровской категории «Лучший фильм» должен был оказаться «Человек-паук: Нет пути домой». С этим можно согласиться или поспорить, но, по крайней мере, у «Человека-паука» есть гипотетический шанс выиграть «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Между тем, c 1 марта по 31 декабря 2021 года в прокат вышли десятки хороших фильмов, имевших все основания претендовать на одну, несколько или уйму оскаровских номинаций, но оставшихся в итоге ни с чем. Кинокритик ELLE Сергей Степанов вспоминает лучшие из них.

«КАМОН КАМОН»

Майк Миллс сделал себе имя сначала оформлением пластинок и съемками видео для артистов в диапазоне от Beastie Boys и Sonic Youth до Моби и Air (последние назвали его именем песню), а затем тонкими, душеспасительными трагикомедиями по мотивам его отношений с собственными родителями. «Начинающие» принесли долгожданный «Оскар» Кристоферу Пламмеру, «Женщины XX века» — оскаровскую номинацию самому Миллсу, а вот новая работа режиссера, вдохновленная уже его родительским опытом, осталась без внимания академиков. Очень зря: в будни и быт человеческих отношений так, как Миллс, умеют вникать единицы.

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший фильм», «Лучший актер» (Хоакин Феникс), «Лучший актер второго плана» (Вуди Норман), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая операторская работа», «Лучшая оригинальная музыка».

«КРАСНАЯ РАКЕТА»

Новому фильму Шона Бейкера («Проект Флорида») с самого начала предстояла практически невыполнимая задача — очаровать Академию героями, занятыми в порноиндустрии и, страшно сказать, голосующими за Трампа. Но поклонники «Красной ракеты» сохраняли надежду на то, что стихийная мощь режиссуры Бейкера и актерской игры Саймона Рекса пробьет самые упрямые предрассудки. Увы, в итоге фильму пришлось довольствоваться двумя номинациями на куда более либеральную премию «Независимый дух».

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший актер» (Саймон Рекс), «Лучший оригинальный сценарий».

«ИДЕНТИЧНОСТЬ»

Гораздо большего заслуживал как минимум уверенный (а, между нами, вполне выдающийся) режиссерский дебют Ребекки Холл, проведшей параллели между собственной родословной и материалом опубликованного в 1929 романа о черной женщине, у которой получается «сойти» за белую в глазах нью-йоркских элит. (Мать Ребекки Мария Юинг — американская оперная певица смешанных кровей — умерла месяц назад.) У Холл, Тессы Томпсон и Рут Негги остаются шансы на премии BAFTA (а у последней — еще и на признание актерской гильдии), но не на «Оскар».

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучшая актриса» (Тесса Томпсон), «Лучшая актриса второго плана» (Рут Негга), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая операторская работа».

«ХОЛОДНЫЙ РАСЧЕТ» (The Card Counter)

Непонятно, что еще должен сделать Оскар Айзек — один из лучших актеров последней декады, исправно чередующий драматические бенефисы с достойными выходами в блокбастерах вроде «Звездных войн» и «Дюны», — чтобы заработать, наконец, первую номинацию на «Оскар». А, впрочем, режиссер «Холодного расчета» Пол Шредер — сценарист такой непререкаемой классики, как «Таксист» и «Бешеный бык», — своей номинации ждал больше 40 лет и дождался только с недавним «Дневником пастыря», так что равнодушие академиков к «Холодному расчету» не особенно удивляет.

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший актер» (Оскар Айзек), «Лучшая оригинальная песня».

«ОСТРОВ БЕРГМАНА»

Стоящая над душой мирового кинематографа тень Ингмара Бергмана показалась в минувшем году массивнее обычного (хотя, казалось бы, куда уж). Одни только «Сцены из супружеской жизни» напомнили о себе двумя — одноименным (с тем же Айзеком и Джессикой Честейн) и неофициальным (третий сезон «Мастера не на все руки») — ремейками. Но смелее всех в заочный диалог с Бергманом вступила Миа Хансен-Лев, превратившая драму о приезжающих на шведский остров Форе американских кинематографистах в изощренный, с приставкой «мета», анализ собственных отношений с режиссером Оливье Ассайасом.

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший оригинальный сценарий».

«ТИХОЕ МЕСТО 2»

Если преуспевшие в прокате «Человек-паук» и «Не время умирать» удостоилось хотя бы горсти номинаций на так называемые технические «Оскары», то первый сертифицированный хит пустовавших целый год мультиплексов — и отличный пример жанрового кино — остался не у дел. Никто не предлагал включить Джона Красински в пятерку лучших режиссеров, но некоторые из членов его команды, ответственной за образцовую дилогию постапокалиптических хорроров для тех, кто их не смотрит, — имеют полное право обидеться.

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший монтаж», «Лучший звук».

«ДЕВЯТЬ ДНЕЙ»

Экзистенциальная драма Эдсона Оды — инди без претензий, поэтому создатели фильма вряд ли расстраиваются так, как, скажем, привыкший ходить в любимцах Академии Уэс Андерсон с проигнорированным ею «Французским вестником». Но автор этих строк отказывается верить, что настолько красивое и умное, амбициозное и пронзительное кино не встряхнуло мир большинства тех, кто его смотрел. Вероятно, все дело в том, что у не отбивших даже свой скромный бюджет «Девяти дней» попросту не было оскаровской кампании.

Номинации, которых недосчитался фильм: «Лучший фильм», «Лучший актер» (Уинстон Дьюк), «Лучшая актриса второго плана» (Зази Битц), «Лучший актер второго плана» (Бенедикт Вонг), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая операторская работа», «Лучшая оригинальная музыка».

Степанов Сергей