Фильмы про инопланетян в космосе и на Земле — едва ли не самая популярная в Голливуде разновидность научной фантастики. С середины 70-х годов прошлого века до наших дней космический кинобум претерпел множество изменений и воплотился во множество жанровых форм, от хоррора в стиле «Чужого» до постмодернистских комедий а-ля «Пиксели». Неудивительно, что в этом многообразии есть много настоящих жемчужин, которые легко пропустить. Вот пять примеров.

ИНОПЛАНЕТЯНИН

Классический фильм Стивена Спилберга — о том, что у настоящей дружбы нет границ, даже если речь идет о границах между мирами. Фильм, вышедший на американские экраны в 1982 году и добравшийся до российского проката 15 годами позже, до сих пор считается жанровым эталоном: тут есть и курьезные приключения, и нешуточные драмы, и трогательные сцены, которые заставят расчувствоваться даже прожженных циников. Бонус: куча сцен, ставших визуальными цитатами для десятков голливудских блокбастеров. Так что после просмотра «Инопланетянина» вы точно станете лучше понимать современное кино.

ПЛАНЕТА КА-ПЭКС

Мечты о звездах и внеземных цивилизациях часто граничат с безумием — об этом сняты десятки фильмов, но едва ли есть хоть один, раскрывший вопрос столь же эффектно. В центре сюжета — нью-йоркский психиатр и его загадочный пациент в темных очках как у Боно, представляющийся Протом и выдающий себя за пришельца с далекой планеты Ка-Пэкс. Действительно ли Прот перенесся на Землю в сияющем луче света или просто сошел с ума в каменных джунглях Манхэттена — на этот вопрос зрителю предстоит ответить самостоятельно. Вместо подсказок — великолепная игра Кевина Спейси и ничуть не уступающего ему в мастерстве Джеффа Бриджеса.

СУПЕР 8

Пожалуй, лучший выбор на вечер для тех, кто все еще скучает по сериалу «Очень странные дела». В «Супер 8» есть и винтажное настроение Америки конца 70-х, и классическое трио друзей-неудачников («толстяк», «ботаник» и «грустный»), и «роковая блондинка», краш всех школьных хулиганов, в исполнении печальноглазой Эль Фаннинг, и таинственные инопланетяне, и зловредные спецслужбы. Не хватает только изюминки, но если вам достаточно крепко сделанного фильма, замешанного на саспенсе и ностальгии по школе, то можно обойтись и без нее.

РАЙОН №9

Главный тренд голливудской фантастики конца 10-х — снимать сай-фай на манер мокьюментари — получил неожиданный угол в дебютном фильме южноафриканского режиссера Нила Бломкампа. «Район №9» стал убедительным миксом классического фильма про инопланетян («фу, страшные!») с социальной драмой про маргинализацию мигрантов («фу, страшные!», но уже совсем в другом смысле). В центре сюжета — африканцы, не понаслышке знакомые с апартеидом, инопланетяне, прилетевшие на Землю и на двадцать лет застрявшие в созданном для них концентрационном лагере, и один незадачливый чиновник, волей случая превращающийся из хозяина положения в того, кому нигде не рады.

ПРИТЯЖЕНИЕ

Единственный в подборке российский фильм, главное достоинство которого — зрелищное, убедительное и разрушительное падение инопланетного корабля на Чертаново. В другой ситуации это вряд ли стало бы веской причиной смотреть кино (скорее, наоборот), но возможность увидеть, как инопланетяне высаживаются где-то за пределами США, и что из этого выходит, стоит двух часов, потраченных на просмотр.