Человек, во многом создавший современный масскульт, Диккенс XX века и, конечно, король ужасов — характеристик, которые можно дать Кингу, десятки, если не сотни. ELLE выбрал десять лучших экранизаций его романов.

«Кэрри»

(1976)

Дебютный роман Кинга вышел в 1974-м, а два года спустя на экранах появилась и его экранизация, сделанная Брайаном Де Пальмой. «Кэрри» — тот самый случай, когда первый блин не выходит комом, а даже наоборот, удается на славу. Фильм Де Пальмы, убедительный, страшный, оказался и коммерческим хитом, и фаворитом критиков, — настолько, что отхватил несколько заслуженных номинаций на «Оскар». Сам Стивен Кинг тоже остался доволен: по его мнению, пальмовский «Кэрри» «вышел гораздо более стильным, чем роман, который я по-прежнему считаю увлекательной книгой, но при этом немного тяжеловесной».

«Сияние»

(1980)

Бесспорная классика не только хоррора, но и мирового кино в целом, лента Стенли Кубрика самому Кингу нравится не очень. Вернее, долгое время экранизация, сделанная Кубриком, вызывала у писателя серьезное раздражение, но позже он все-таки остыл. «В любом случае считаю «Сияние» невероятным фильмом. Но мне он напоминает большой красивый «кадиллак», в котором нет мотора», — говорил Кинг, признавая, что по форме к «Сиянию» нет вопросов, а вот содержание, мягко говоря, хромает, а дух первоисточника утрачен.

«Мертвая зона»

(1983)

Крайне удачный, но не очень громкий в смысле всеобщего признания итог коллаборации Кинга и Дэвида Кроненберга. Кристофер Уокен, Мартин Шин, Том Скерритт — образцовые серьезные мужчины Голливуда, блиставшие в 80-е и забытые сегодня, разыгрывают историю учителя, который после травмы головы обрел дар видеть прошлое и будущее. После киноверсии появился и сериал по книге, но это уже не то.

«Кладбище домашних животных»

(1989)

«Кладбище» — один из страшнейших романов Кинга, экранизация же оказалась под стать первоисточнику. Фильм не портят даже заметные сокращения и измененный финал. Режиссер Мэри Ламберт на момент работы над лентой имела больше опыта в режиссуре клипов, чем в большом кино, однако ей почти все удалось.

«Мизери»

(1990)

Роб Райнер входит в число режиссеров, у которых получается работать с непростыми для переноса на экран книгами Кинга. В 1986-м он снял трогательное кино «Останься со мной» (с 15-летним Ривером Фениксом), которое очень понравилось писателю, а семь лет спустя взялся за действительно сложный роман «Мизери». Действие «Мизери» почти полностью происходит в одной комнате, и это невероятный поединок двух персонажей —прикованного к постели писателя и его безумной фанатки-садистки. Режиссер Райнер умеет показывать отношения мужчины и женщины: достаточно того, что за год до «Мизери» он снял «Когда Гарри встретил Салли». Правда, мужчина и женщина там были немного другие, да и их отношения тоже.

«Побег из Шоушенка»

(1994)

Большущий хит середины 90-х, номинант на «Оскар», «Побег из Шоушенка» привычно входит в «топы» лучших фильмов в истории. Так ли это или нет, вопрос вкуса, но, конечно, экранизация кинговской повести «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» заслуживает внимания и повторных просмотров. «Я люблю «Побег из Шоушенка», я всегда получаю огромное удовольствие, работая с Фрэнком Дарабонтом», — позже аттестует экранизацию Кинг, похвалив режиссера, который впоследствии снимет «Зеленую милю» и «Мглу».

«Долорес Клэйборн»

(1995)

Кэти Бэйтс, сыгравшая Энни Уилкс в «Мизери», так потрясла Кинга, что он, сочиняя роман «Долорес Клэйборн», главную героиню придумал под нее. Конечно же, именно Бэйтс появилась в экранизации этого романа, однако писателю фильм не понравился — он сравнил его с кубриковским «Сиянием» в смысле преобладания формы над содержанием: «Красивая картинка перекрывает все остальное». Хозяин, как говорится, барин, но мы не согласны: «Долорес Клэйборн» — отличное кино.

«Зеленая миля»

(1999)

Том Хэнкс должен был играть в «Побеге из Шоушенка», но отказался из-за работы над «Форрестом Гампом». Так что когда режиссер Дарабонт снова взялся за Кинга, Хэнкс с радостью вписался. И не прогадал. Поставленная по одноименному роману 1996 года «Зеленая миля», эта эпическая во всех смыслах драма, пользовалась большим успехом и получила четыре номинации на «Оскар» — в том числе и за лучшую адаптацию. И странно, что в этой номинации не победила, ибо история, рассказанная Кингом, перенесена на экран с редкой точностью.

«11.22.63»

(2016)

Эпос Стивена Кинга, самый настоящий «Великий американский роман», непременно должен быть экранизирован. Ужимать 800-страничный текст до киноверсии было бы рискованно, так что телевизионный формат оказался тут оптимальным. История учителя (один из любимых типажей Кинга, эдакое альтер-эго), который с помощью некоего портала перемещается из нашего времени в 1958-й, где в течение нескольких лет пытается предотвратить убийство Джона Кеннеди, удачно скомпрессована до восьми эпизодов, и лучше смотреть их без остановки.

«Оно»

(2017)

Этот роман был уже экранизирован в 1990-м, и телеверсия — то ли двухсерийный фильм, то ли мини-сериал —многими признается если не лучшей адаптацией Кинга, то одной из лучших. Тем не менее новый вариант, вышедший совсем недавно, заслуживает большего внимания (хотя предвидим возражения). Фильм, действие которого перенесено в 1989-й, идеально передает кинговский дух в первую очередь в том, что касается детства, детей, отношений друг с другом и со взрослыми. Это такое детско-юношеское кино в самом лучшем смысле слова, но для взрослых людей. Картину не портят некоторая затянутость и традиционный голливудский аттракцион в финале.